Особенности оценки готового бизнеса

02.02.2016
224

Нет такой формулы оценки малого бизнеса, которая учитывала бы все факторы окупаемости бизнеса. Это связано как со спецификой ведения бизнеса в России, так и со спецификой ведения бизнеса самим собственником. При проверке активов бизнеса вам следует, прежде всего, составить для себя ту формулу, по которой вы готовы приобрести данный объект.

Такая формула, в которой будет учтена ожидаемая вами доходность, и те показатели, которые вы считаете важными. Для одних хорошими показателями является процент рентабельности чуть выше банковского, а для других — процент рентабельности должен составлять не менее 30%. Все зависит от ваших потребностей.

Как правильно оценить бизнес?

Оценка бизнеса всегда должна производиться в разрезе конкретного времени и отражать ту ситуацию, которая происходит здесь и сейчас. Мы берем бизнес и проверяем его в разрезе одного дня, безусловно, применяя метод дисконтирования. Он показывает, сколько будет приносить компания через год, два или три, но все показатели должны быть актуальны на момент даты проводимых мероприятий. Доводы продавца, о том, что готовый бизнес может приносить намного больше, чем сейчас, не должны учитываться. Все очень просто.

Покупатель не должен платить за те труды и те изменения, которые он сам вложит. Если собственник бизнеса в настоящее время ведет бизнес таким образом, что он ему приносит чистой прибыли 500 тысяч руб, значит, надо оценивать этот бизнес именно так, даже если его потенциал намного больше.

Сейчас в российской практике сделки по малому бизнесу совершаются с нормой доходности от 50%. Это значит, что люди, которые хотят купить именно малый бизнес, рассматривают бизнесы, которые окупятся за срок до двух лет. В зависимости от сфер деятельности мы можем наблюдать колебания при ценообразовании в ту или иную сторону.

Бизнес с прозрачной бухгалтерией окупится быстрее

Стали появляться компании, которые очень хорошо выстроены, можно сказать, в европейском стиле. Бизнес у таких компаний ведется открыто и чисто. У них существует открытая отчетность, систематизированная и компьютеризированная программа учета, так что все цифры можно проверить и всю динамику можно отследить.

Сроки окупаемости такого бизнеса можно оценить чуть больше чем в два года, потому что рисков становится меньше и, соответственно, покупатели готовы платить за этот бизнес больше, чем за другой.

Если вы хотите продать свой бизнес, то имеет смысл его подготовить, все систематизировать и структурировать. Подготовить прозрачную и белую отчетность, штатное расписание, указать все функции, которые должен выполнять каждый из сотрудников. Если же бизнес ведется так, как ведется сейчас в большинстве малых бизнесов, то это повод для покупателей сбивать цену.