Почему бизнес с хорошими материальными активами не всегда самый лучший?

02.02.2016
262

В России имеет место стереотип, что нужно выбирать бизнес, где преобладает материальная составляющая. Наши люди любят рассматривать бизнесы в сфере производства, потому что там они сразу видят, за что платят свои деньги.

Так ли важны материальные активы для бизнеса?

К сожалению, осталось еще советское понимание, что бизнес — это материальные структуры производственной мощности, которые и обеспечивают результаты. Но это заблуждение, и мы пытаемся его перебороть. Есть много нематериальных бизнесов с хорошей долей рынка, обширной клиентской базой и профессиональной командой. Очень часто они недооцениваются, вследствие чего у покупателя появляется хорошая возможность заполучить бизнес дешево.

Почему покупатели выбирают бизнес с хорошими материальными активами?

Один из факторов, почему люди предпочитают покупать бизнес с преобладанием материальных активов, — они выбирают бизнес с мыслью: «Если что-то не заладится, то у меня будет что продать и вернуть хотя бы часть вложенных средств».

То есть люди изначально настроены на провал. Это ошибочное мышление, которое впоследствии и приводит к плохим результатам. Планируя купить действующую фирму, нельзя допускать даже мысли, что он может быть убыточным.

Вы должны оценить и проверить бизнес так всецело и качественно, чтобы после такой проверки не осталось никаких сомнений, что данный бизнес будет успешным.

Как оценивать готовый бизнес?

Оценивать нужно в бизнесе не материальный актив, а именно нематериальную составляющую — гудвилл (стоимость компании за вычетом материальной составляющей) проекта имеет самую большую стоимость. Вот почему стоимость готового бизнеса сложно оценить, и возникают споры о цене между покупателем и продавцом.

При покупке бизнеса нематериальные активы составляют разницу между стоимостью бизнеса и материальными активами. Эту часть вы платите за саму структуру бизнеса, за его организованность. Чем качественнее организован бизнес, тем дороже он будет стоить. И нематериальная часть должна быть самой дорогой, ведь это те знания, за которые вы платите.

К примеру, купив франшизу в Санкт-Петербурге, вы платите за ту модель, которая уже работает и проверена в других регионах. Вы платите за те детали, благодаря которым бизнес и существует. Иными словами, при покупке готового бизнеса, именно нематериальная часть и будет самой ценной, а не наоборот.