Продажа готового бизнеса: поиск покупателя

02.02.2016
252

Иногда обстоятельства складываются таким образом, что предприниматель вынужден продать готовый бизнес другому лицу. Причины принятия подобного решения могут быть различными: усталость от бизнеса или выход на пенсию, переезд в другой город или за рубеж, срочная потребность в деньгах, споры с партнёрами по бизнесу... Но какая бы причина не лежала в основе решения о продаже, важнее всего найти подходящего покупателя и грамотно оформить сделку.

Поиск покупателя среди партнеров

Самым очевидным решением для предпринимателя является поиск среди своих деловых партнёров, под которыми подразумеваются как владельцы других фирм, с которыми компания имеет взаимовыгодные деловые отношения, так и соучредители бизнеса. Последние вполне могут захотеть выкупить долю партнёра, решившего покинуть их ряды, или предложить знакомого покупателя, которого они бы хотели видеть в правлении компании.

Владельцы же иных фирм, с которыми сотрудничает продаваемый бизнес, тоже вполне могут желать приобрести компанию. Поглощение является хорошим способом продвижения на рынке, который одновременно и увеличивает обороты бизнеса, и убирает с рынка одного из конкурентов.

Ищем покупателя бизнеса среди знакомых

Второй путь поиска покупателя — обращение к родственникам и друзьям. Случаи, когда готовый бизнес продавался по знакомству, совсем не редки — до того, как был сформирован рынок готового бизнеса, именно так предприниматели и продавали свои проекты, если не хотели закрывать их. Но у подобной продажи есть некоторые особенности.

Минусы продажи бизнеса знакомым:

  • Сами того не желая, вы можете испортить отношения с родными или друзьями из-за денежных споров, ведь бизнес — очень дорогая покупка, а близкие люди могут ждать, что вы сделаете им существенную скидку;
  • Если новый владелец бизнеса окажется не слишком успешным предпринимателем, он может поставить вам в вину свой провал на ниве ведения бизнеса и прекратить общение с вами.

Разумеется, есть и значительные плюсы:

  • Покупка готового бизнеса у родственника или друга обычно гарантирует всестороннюю помощь — вы в любой момент сможете проконсультироваться об особенностях ведения дел и попросить совета;
  • Своему знакомому люди охотно предоставляют возможность выплаты стоимости бизнеса в рассрочку; также можно договориться о частичном или полном бартере;
  • Маловероятно, что ваш родственник или добрый друг захочет обмануть вас, поэтому при передаче бизнеса вы получите полную информацию о проекте.

Иные пути поиска покупателя бизнеса

Если среди ваших деловых партнёров и родственников нет лиц, заинтересованных в покупке вашей компании, или вы боитесь поссориться с кем-то из близких на почве денег, поэтому не хотите превращать личные отношения в деловые, вы можете найти покупателя иным образом. Для этого вам нужно обратиться к специалисту по купле-продаже готового бизнеса — бизнес-брокеру, который сможет подобрать вам подходящего покупателя из своей базы. В наше время такой способ приобрёл большую популярность в силу своей несложности и надёжности.

Но продажа готового объекта через бизнес-брокера — это не только простой способ найти своего покупателя в Санкт-Петербурге. Благодаря услугам посредника вы будете защищены от потери денег: специалисты смогут правильно оценить стоимость вашего бизнеса и помочь вам с предпродажной подготовкой. Самостоятельно собственник не всегда может верно рассчитать, сколько стоит его бизнес, и порой не имеет представления о том, как поднять цену бизнеса до его продажи. Поэтому без профессиональной помощи тут не обойтись.

Можно сказать, что продажа готового бизнеса с помощью брокера имеет два главных плюса — безопасность и быстрота. С одной стороны, вы будете застрахованы от потери денег, с другой — быстро найдёте покупателя, потому что брокер обладает сформированной базой.

Скорость продажи бизнеса бывает очень важна для собственника — если он срочно нуждается в деньгах или уже потратил слишком много времени на самостоятельный поиск покупателя, ему хочется продать готовый бизнес как можно скорее, при этом, разумеется, избежав ненужных рисков.