Не нашли ответа
на вопрос?

Обратитесь в поддержку

Гостиничный бизнес

Существует ли разница между отелем и гостиницей

Разницы нет. Согласно ГОСТу, «предприятие для временного проживания», в котором не менее 10 номеров, называется гостиницей. Отель — это просто синоним гостиницы.

Чем мини-отель отличается от хостела

С юридической точки зрения различий нет: и мини-отель, и хостел — это квартира, которая сдается в аренду. Различия в статусе и количестве звезд. Так, хостелы могут иметь от 0 до 2 звезд, мини-отели — от 2 и выше.

Различия важны для инвесторов. Многие из них работают только с мини-отелями, поскольку они более престижны. Другая причина — система управления, реализуемая предпринимателем, заточена именно под формат мини-отеля и не подходит для хостела.

Что влияет на стоимость гостиницы

Ключевые факторы стоимости готового гостиничного бизнеса:

  • Финансовые показатели: прибыль бизнеса, ее подтверждаемость и прозрачность.
  • Классификация. Не важно, прошел ли собственник классификацию, главное, чтобы гостиница соответствовала всем требованиям и могла ее пройти.
  • Локация. Гостиница, расположенная в центре города более удобна для постояльцев, значит обладает большим потенциалом.
  • Количество номеров.
  • Стоимость материальных активов, их состояние и отлаженность бизнес-процессов. Это менее важные, но значимые факторы.

Для бизнеса с помещением в аренду учитывают еще один существенный фактор — размер арендной ставки и срок договора. Также важно соотношение выручки и стоимости аренды.

Ценообразование гостиниц и хостелов с помещением в собственности зависит от его площади, состояния и месторасположения.

Самым доступным по цене будет гостиничный бизнес, который:

  • Неправильно управлялся
  • Не имел маркетинговой активности
  • Требует ремонта, замены мебели или ребрендинга
  • Работает меньше года

Расположение гостиничного бизнеса влияет на его стоимость

Стоимость гостиничного бизнеса с помещением в собственности напрямую зависит от места его расположения.

На гостиницы с помещением в аренду местоположение влияет незначительно. Прибыльный хостел или отель, расположенный в спальном районе, будет продан по такой же стоимости, как и хостел в центре города.

Более того, если бизнес в центре управлялся неправильно и был убыточен для текущего собственника,его цена окажется ниже, чем у прибыльного варианта в отдаленном районе.

Какой срок окупаемости у гостиничного бизнеса

Последние три года рынок положительно реагирует на проекты с окупаемостью 1 — 2 года. Такой срок принято считать нормальным.

На предложения с окупаемостью более 2,5 лет (для гостиниц на арендованных площадях) спрос явно ниже. Большинство продавцов подстраиваются под ожидания покупателей, чтобы сделать конкурентоспособное предложение.

Гостиничный бизнес, который окупается за меньший срок — редкость. Даже если нынешний владелец указывает срок окупаемости 6 месяцев, у покупателя она, скорее всего, займет больше времени.

Для гостиниц и хостелов с помещением в собственности срок окупаемости составляет от 4 лет.

При правильном управлении окупаемость достигается быстрее. Однако на первом этапе бизнес дает просадку по уровню прибыли, что необходимо учитывать перед покупкой.

Окупаемость гостиницы может оказаться дольше заявленной

Да. Это связано с эффектом переходного периода: временем после покупки бизнеса, когда происходит адаптация работы с новым собственником. «Переходный период» — время, за которое покупатель вникает во все процессы предприятия для эффективного управления. Здесь возможны две распространенные ситуации:

  • Новый владелец не успевает сориентироваться в специфике работы и маркетинге. Он упускает время для проведения рекламных кампаний и акций, не успевает наладить контакты с туристическими агентствами.
  • Покупатель с первого дня работы, не успев понять бизнес-процессы, слишком активно берется за переустройство гостиничного бизнеса. В результате нарушается работа объекта и снижается заполняемость.

В обоих случаях неизбежна потеря прибыли.

В какой сезон выгоднее покупать гостиничный бизнес

Это зависит от того, какой у вас опыт работы в гостиничном бизнесе:

  • Покупка в высокий сезон подойдет для предпринимателей с опытом. Они знают особенности гостиничного дела, поэтому смогут быстро вникнуть в специфику работы. Покупка бизнеса в высокий сезон позволяет быстрее окупить вложения.
  • Приобретение в низкий сезон актуально, если вы раньше не работали в гостиничной сфере. У вас будет время, чтобы освоиться и отладить все процессы бизнеса. Еще одно преимущество — в низкий сезон готовый бизнес можно приобрести по меньшей стоимости.

Есть ли показатель сезонности у гостиниц

В гостиничном бизнесе ощутимая сезонность.

Высокий сезон — с 15 апреля по 15 октября и время каникул для школьников и студентов.

При этом в крупных городах наблюдается постоянный дефицит мест для размещения гостей. Умелый маркетинг и грамотная работа с каналами загрузки позволят заполнить номера на 70 — 85% даже в низкий сезон.

Менять ли персонал после покупки гостиничного бизнеса

Сразу после покупки гостиничного бизнеса обученный персонал упростит управление.

Действуйте аккуратно. Присмотритесь к сотрудникам, через какое-то время вы поймете их квалификацию и потенциал. Затем вы сможете сделать точечные замены, избежав негативных последствий для бизнеса.

Почему предприниматели покупают убыточные гостиницы

Для опытных предпринимателей покупка убыточного бизнеса — выгодная инвестиция. Здесь важны удачное расположение и потенциал развития.

Некоторые предприниматели целенаправленно выбирают убыточные проекты, продающиеся по стоимости активов. После покупки они внедряют эффективную систему маркетинга и меняют бизнес-процессы. В итоге, когда гостиничный бизнес становится прибыльным, его либо продают, либо продолжают им управлять и получать доход.

Я смогу управлять гостиничным бизнесом, не имея опыта

Основная рекомендация для начинающих предпринимателей — приобретайте бизнес с небольшим номерным фондом и минимальным уровнем постоянных издержек. Управлять крупной гостиницей, не имея опыта, будет очень трудно.

Для небольшого хостела или мини-отеля с налаженными рабочими процессами опыт и знания не являются обязательными. Здесь главное — стопроцентная вовлеченность, поскольку бизнес требует постоянного участия собственника.

Какой вовлеченности требует гостиничный бизнес

Гостиничный бизнес требует 100% вовлеченности. Его нельзя рассматривать как источник пассивного дохода.

Даже если вы купили гостиницу с небольшим номерным фондом, будьте готовы отдавать бизнесу все свое время. Покупка хостела, мини-отеля — по сути приобретение рабочего места. Оптимален вариант, когда собственник сам является менеджером. Это способ сэкономить на фонде заработной платы. В первое время вам придется не только управлять бизнесом, но и самостоятельно оформлять бронирование, отвечать на звонки и заселять постояльцев.

Если речь идет о большом комплексе, где невозможно самому отследить все процессы, вам также потребуется нанять управляющего. Но это не значит, что за работой гостиницы можно не следить. Чтобы бизнес стал прибыльным, необходимо беспрерывно контролировать работу персонала.

Насколько важна классификация готового гостиничного бизнеса

Закон об обязательной классификации гостиниц и хостелов подразумевает регистрацию бизнеса и присвоение звездности в соответствии с классификацией.

Если классификация не пройдена, но гостиничный объект к ней готов, отсутствие звездности не играет большой роли. Многие собственники обещают пройти классификацию, если будет заключена сделка по продаже бизнеса.

Не советуем рассматривать варианты готового бизнеса, которые не способны в будущем пройти классификацию.

Сколько стоит гостиничный бизнес

Ключевой фактор стоимости гостиничного бизнеса — это локация и площадь. Если гостиница продается вместе с помещением, цена пропорционально растет.

Стоимость бизнеса, расположенного в арендованном помещении, зависит от города, номерного фонда и расположения. В среднем рентабельный мини-отель или хостел можно купить от 900’000 ₽.

Как правило, по рынку цены формируются из рассчета на окупаемость бизнеса 1 — 2 года.

Обязательна ли регистрация иностранцев в гостинице

Согласно миграционному законодательству, все субъекты гостиничного бизнеса обязаны ставить иностранных постояльцев на учет в УФМС. Невыполнение закона карается штрафами или арестом, согласно положениям статьи 18.9 КоАП РФ.

Узнайте из этого мануала, как зарегистрировать иностранных граждан в гостинице, хостеле или мини-отеле.