Не нашли ответа
на вопрос?

Обратитесь в поддержку

Медицинский бизнес

Посмотреть объекты

В чем специфика медицинского бизнеса?

Бизнес, основанный на предоставлении медицинских услуг, лицензируется и строго контролируется органами здравоохранения. В штате должен работать квалифицированный персонал, имеющий соответствующие дипломы и прошедший аттестацию.

На рентабельность медицинского бизнеса сильно влияет репутация. Клиенты обычно обращаются в клинику по рекомендации, на основании положительных отзывов. Поэтому важны опыт врачей, их профессионализм, востребованность услуг у пациентов.

Какие документы требуются, чтобы открыть медицинский центр, стоматологию?

Это заключение от пожарной инспекции, СЭС и медицинская лицензия, оформить которую непросто. Необходимо предоставить большой перечень документов (договор на аренду помещения, документы на оборудование, сертификаты).

Чтобы пройти все инспекции и получить разрешительные документы также изучите требования к помещению. Например, для стоматологий существуют жесткие предписания, касающиеся площади кабинета, высоты потолков, наличия окна. Имеются особые условия для размещения рентгеновского оборудования.

Чем покупка готовой стоматологии или мед.центра выгоднее открытия с нуля?

Покупка действующего медицинского бизнеса сокращает время и средства на запуск проекта. Так, для получения лицензии потребуется арендовать подходящее помещение. Оформление документов — длительный процесс. Параллельно с получением лицензий, стоимость которых постоянно растет, вам придется выплачивать аренду.

Преимущество покупки готового бизнеса заключается в наличии помещения, которое удовлетворяет всем требованиям государственных служб. Также оно обладает необходимой инфраструктурой: близость к метро или другим транспортным узлам (для бюджетных клиник), наличие собственной парковки (для медцентров с дорогостоящими процедурами).

Какова средняя стоимость медицинского центра? Стоматологии?

Цена стоматологии в среднем составляет от 2’000’000 — 2’500’000 ₽. Эта сумма подразумевает наличие:

  • Всех лицензий и разрешений;
  • Небольшого арендованного помещения на 2-3 рабочих места;
  • Минимального набора профессионального оборудования.

Цена действующего медцентра — от 3’000’000 ₽ и выше. Стоимость зависит от нескольких критериев: общая площадь помещения, его месторасположение, оборудование.

Как формируется стоимость медицинского центра, стоматологии?

На формирование стоимости медицинского бизнеса влияют несколько факторов:

  • Местоположение. В зависимости от направления деятельности: у станции метро или в центре города;
  • Наличие востребованных процедур и соответствующего оборудования (например, МРТ, где используется дорогостоящая мед. техника);
  • Размер чистой прибыли;
  • Срок окупаемости вложений.

На что надо обращать внимание при покупке готового медицинского центра и стоматологии?

При выборе действующего медцентра или стоматологии уточните:

  • Наличие лицензий и разрешений;
  • Размер общей площади помещений;
  • Направления деятельности клиники (если речь идет о многопрофильном центре);
  • Остаются ли сотрудники после продажи бизнеса.

Лицензия на оказание медицинских услуг всегда продается вместе с бизнесом?

По своей структуре медицинский центр — это чаще всего общество с ограниченной ответственностью. Медицинская лицензия выдается на юридическое лицо и его адрес. Если клиника переезжает, необходимо переоформлять лицензию.

В случае продажи бизнеса, продается 100% долей ООО и сохраняется прежнее помещение, лицензия переходит к новому собственнику. Перерегистрация не требуется.

Каков срок действия медицинской лицензии?

Медицинская лицензия бессрочна. Соответствующий указ вступил в силу 16 апреля 2012 года. Если разрешительный документ был выдан до утверждения закона, необходимо продлить его после окончания указанного срока действия.

При расширении списка предоставляемых услуг лицензия переоформляется.

Как проверить подлинность медицинской лицензии?

Подлинность лицензии проверяется на сайте Росздравнадзора через ОГРН или ИНН предприятия. Там будет указано, на какое помещение оформлена лицензия, какой у нее срок действия и какие процедуры разрешено выполнять. Эта информация находится в свободном доступе.

Нужно ли получать лицензии на отдельные виды услуг?

Нет. Все виды услуг, которые предоставляет клиника, указаны в приложении медицинской лицензии.

После получения лицензии медцентр может расширить список разрешенных услуг. Для этого собственник подает заявку на дополнительное лицензирование.

Но! При этом отдельная лицензия необходима для оказания услуг в области педиатрии и детской стоматологии. Для ее получения необходимо соблюсти ряд особых требований к помещению, таких как наличие детского санузла и второго входа.

Кто обычно покупает медицинские центры и стоматологии?

Чаще всего медицинские объекты покупают врачи. Обладая необходимым опытом и базой клиентов, медики приобретают собственную клинику, чтобы начать свое дело.

Бывают случаи, когда собственник не является специалистом в области медицины. Такой предприниматель не имеет право занимать должность главного врача. Для контроля качества услуг и руководства персоналом нанимается управляющий.

В идеале управляющий клиникой — это:

  • Опытный администратор, умеющий выстраивать взаимовыгодные отношения с врачами;
  • Грамотный пиар-специалист, способный настроить рекламу так, чтобы обойти конкурентов.

Часто медцентры приобретают крупные компании. Это выгоднее, чем пользоваться услугами сторонней организации (например, страховой службы).

Что в первую очередь влияет на прибыль медицинского центра, стоматологии?

Первостепенные факторы прибыли в медицинском бизнесе:

  • Правильно организованная рекламная кампания. Медицинский бизнес — высококонкурентная сфера. Если собственнику удалось наладить эффективные каналы привлечения клиентов, это существенный плюс.
  • Продажа дополнительных услуг или товаров. Например, для стоматологий — это профессиональные зубные пасты.

Как кризис повлиял на бизнес в медицинской сфере?

С наступлением кризиса владельцам стоматологий и клиник пришлось менять ценовую политику ради сохранения прибыли. Собственники подстраиваются под кризисные условия, привлекая большее число клиентов, организуют акции или демпингуют цены. Они предлагают клиентам услуги на выгодных условиях, уменьшая процент дохода. При этом за счет увеличения количества клиентов рентабельность бизнеса сохраняется и увеличивается.

Стоматология может оказывать дополнительные услуги?

Нет, стоматология занимается только зубами и клиенты посещают ее только для лечения зубов. Не следует совмещать ее с другими видами медицины. Это классическая ошибка. Как показывает практика, только «чистые» стоматологии становятся рентабельными.

Какие сложности могут возникнуть в управлении стоматологией и медицинским центром?

Можно выделить три основных момента, которые осложняют управление медицинским бизнесом.

  • Кадровые сложности. Для осуществления качественного лечения необходим квалифицированный персонал. Врачи в основном работают по найму за проценты. Отсюда еще одна сложность — клиент получает услугу только по записи. Оклад зачастую платится только административному персоналу.
  • Сложность в привлечении клиентов. Это высококонкурентный рынок услуг. Чтобы получить прибыль, необходимо разработать маркетинг, пути привлечения постоянного потока клиентов и его сохранения.
  • Поиск оптимального места. Месторасположение может сделать бизнес сверх популярным или наоборот.
  • Риски. Всегда существуют риски неуплаты от корпоративных клиентов. Например, страховые компании разоряются и не имеют возможности расплатится за уже оказанные услуги.

Медицинский бизнес может быть источником пассивного дохода?

Нет, это активный бизнес. Собственник должен контролировать качество выполнения услуг. Если он этого не делает или кто-то из сотрудников допускает ошибку, именно владелец отвечает за это.

Собственник несет полную ответственность за компанию, поэтому медцентры никогда не сдают в аренду.

Медцентр с помещением в собственность лучше бизнеса на арендованных площадях?

Иметь бизнес в собственности выгодно. Он не требует ежемесячной оплаты аренды. Поэтому издержки бизнеса малые и есть возможность назначить стоимость услуг ниже, чем у конкурентов.

Однако, медцентр в собственность имеет высокую стоимость, а значит, окупается за более длительный срок.

Персонал остается при продаже медицинского центра?

Это зависит от желания и потребностей покупателя. Например, у предпринимателя есть сеть стоматологий в определенном районе города и он хочет расширить ее за счет приобретения действующего объекта. В этом случае наличие штата сотрудников для нового собственника не имеет значения. У клиники существует кадровая служба, которая решит этот вопрос.

Если медицинский центр покупается впервые и собственник ранее не работал в данной сфере, наличие персонала имеет решающее значение.

Для врача-стоматолога, который решил начать свое дело, возможны два варианта:

  • Врач работает на основе собственной базы клиентов и привлекает к сотрудничеству свою команду.
  • Собственник после оценки квалификации персонала, продолжает сотрудничество с ним.

Сами сотрудники в большинстве случаев готовы остаться и работать с новым владельцем, если условия существенно не изменятся.

Посмотреть объекты в продаже