Рассмотрите идею покупки готового бизнеса
Город Москва
Прибыль
2 330 000 ₽ / мес.
Окупаемость
61 мес.
Город Самара
Прибыль
150 000 ₽ / мес.
Окупаемость
19 мес.
Город Санкт-Петербург
Прибыль
150 000 ₽ / мес.
Окупаемость
10 мес.
Город Санкт-Петербург
Прибыль
По запросу
Окупаемость
По запросу
Город Москва
Прибыль
По запросу
Окупаемость
По запросу
Город Санкт-Петербург
Прибыль
По запросу
Окупаемость
По запросу
Город Екатеринбург
Прибыль
114 000 ₽ / мес.
Окупаемость
18 мес.
Город Москва
Прибыль
100 000 ₽ / мес.
Окупаемость
45 мес.
Город Санкт-Петербург
Прибыль
215 000 ₽ / мес.
Окупаемость
11 мес.
Город Екатеринбург
Прибыль
700 000 ₽ / мес.
Окупаемость
13 мес.
Покупка франшизы дает начинающему бизнесмену весомые преимущества перед конкурентами: право использовать известную торговую марку, доступ к наработкам и маркетинговым инструментам, опробованным успешным проектом. Эти плюсы сводятся к нулю, если вместо стоящего продукта бизнесмен приобретет «пустышку», завернутую в красивую упаковку. Чтобы не ошибиться с выбором и не попасть в руки к мошенникам, важно задать франчайзеру перед оформлением сделки правильные вопросы о его предложении.
📝 Общие вопросы о компании
Это группа вопросов, дающая общие сведения о коммерческой организации, ее руководящем составе и производимой продукции:
- Как называется юрлицо-правообладатель? Эта информация вам необходима, чтобы самостоятельно проверить франчайзера через сайты ФНС, ФССП и другие.
- Когда была зарегистрирована компания-правообладатель? Если возраст организации менее 3-х лет, лучше отказаться от сотрудничества. Качество франшизы проверяется временем, поэтому только что начатый проект может оказаться «сырым», стандарты – недоработанными.
- Кто учредители фирмы и были ли у них компании до этого? Запишите ответы, данные франчайзером, и сравните их с информацией, которую вы сможете получить сами на сайте ФНС РФ или при помощи портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС. Посмотрите, какие юридические лица, основанные совладельцами компании, были признаны банкротами, участвовали в судебных делах по факту мошенничества.
- Кто является директором юрлица? Уточните сведения руководителя у франчайзера, а потому проверьте их правдивость и благонадежность указанного лица на сайтах ФНС и ФССП.
- Какие товары и услуги реализует компания? Часто компанию знают по одному продукту, но у нее имеется множество других предложений. Знание ассортиментного ряда полезно для франчайзи, чтобы выжать из франшизы максимум.
💼 Вопросы про франшизу
Это группа вопросов, которые следует задать, чтобы оценить, как работает франшиза на практике. Полученные ответы рекомендуется сравнить с «показаниями» других франчайзи, которые уже работают «под крылом» бренда.
- Сколько лет фирма продает франшизы? Говорить о франшизе как о проверенной временем можно спустя три года использования. На начальном этапе франчайзер принимает внешние вызовы и постоянно дорабатывает свой продукт. Если вам предлагают молодой проект, не отказывайтесь сразу, но скрупулезно изучите правила и условия.
- Когда у компании появился первый франчайзи? Отсчет опыта продажи франшиз начинается не с момента публикации предложения в каталоге, а с даты появления первого партнера. Этот вопрос нужен, чтобы уточнить предыдущий.
- Сколько франчайзи открылось и закрылось за последние 5 лет? Отрицательная или нулевая динамика – знак того, что возможности бизнес-проекта исчерпали себя, дальнейшее тиражирование нецелесообразно.
- Есть ли франчайзи, владеющие 2 торговыми точками или более? Если партнер открывает вторую торговую точку, это значит, что первая принесла ему максимальную прибыль, а условия сотрудничества с франчайзером полностью устраивают предпринимателя.
- В населенном пункте какой величины можно открыть предприятие по франшизе? Как правило, бренды среднего и премиального сегмента позволяют открывать торговые точки в городах с населением не менее 0,5 млн человек. Заведения общественного питания, бюджетные марки товаров работают в городах и поселках с числом жителей от 10 тыс.
🔍 Вопросы про «подводные камни»
Это категория вопросов, демонстрирующая, какие конфликтные ситуации и затруднения возможны в работе франчайзи в будущем.
- Почему закрывались торговые точки, ранее работавшие по франшизе? Ваша задача – понять, что стало причиной ликвидации фирм: недоработки проекта, действия франчайзера или самого франчайзи, внешние объективные обстоятельства. Попросите у правообладателя контакты этих предпринимателей и свяжитесь хотя бы с одним, чтобы выслушать мнение «потерпевшей» стороны.
- Имели ли место случаи отзыва франшизы? Как правило, наличие прецедентов говорит не в пользу фирмы-правообладателя. Либо компания предъявляет к партнерам слишком жесткие требования, либо неправильно организует отбор претендентов на заключение договора.
- Были ли предприниматели, купившие франшизу, но не открывшие торговую точку?Если такие случаи имелись, не торопитесь подписывать договор и копайте глубже. Часто эти ситуации связаны с отсутствием обещанной поддержки от франчайзера или наличием дополнительных условий, которые становятся известны после заключения сделки (например, не оговоренные изначально инвестиции, большой метраж помещения для аренды и т.д.).
- Ведутся ли судебные разбирательства с франчайзи? Наличие открытых судебных дел – признак несовершенства договора франшизы или чрезмерных требований правообладателя по отношению к партнерам.
💰 Вопросы о финансовой составляющей проекта
Это группа вопросов, помогающая прояснить, на какие финансовые результаты и в какие сроки может рассчитывать начинающий предприниматель.
- Каков размер паушального взноса и что в него входит? Величина взноса необходима, чтобы просчитать затраты на открытие своего дела. Порядок его формирования показывает осознанность бренда: понимает ли фирма, за что берет деньги с партнеров или устанавливает сумму, ориентируясь на показатели конкурентов.
- Каков размер роялти? Существуют разные схемы расчета регулярных платежей: как процент от прибыли, от оборота, фиксированная сумма. Третий способ кажется самым понятным, но имеет существенный минус: размер отчислений может быть выше вашего дохода на начальном этапе. Если роялти нет, обязательно уточните, по какой причине. Возможно, у вас появляются дополнительные обязанности взамен, например, покупать оборудование или расходные материалы на установленную сумму в месяц.
- Какая сумма потребуется для открытия компании? Расходы предпринимателя не ограничиваются паушальным взносом и роялти. Бизнесмену потребуются деньги, чтобы арендовать помещение, закупить мебель и оборудование, товар или расходные материалы, нанять персонал и т.д. Не верьте франчайзеру на слово: задайте вопрос о суммарных инвестициях действующим франчайзи, изучите цены на рынке.
- Можно ли выбирать поставщиков самостоятельно? Часто договоры франшизы предполагают, что партнер работает с поставщиками, рекомендованными фирмой-правообладателем. Цены на их продукцию и услуги могут быть выше рыночных, поэтому более выгодный вариант – самому выбирать контрагентов.
Вопросы, которые нужно задать продавцу франшизы, не ограничиваются перечисленными. Обязательно уточняйте у правообладателя все моменты, которые кажутся спорными и непонятными, пообщайтесь с действующими франчайзи, чтобы получить достоверную информацию «из первых рук». Бдительность и скрупулезность помогут вам выбрать действительно стоящее предложение.