Жителям крупного города, которые использует автомобиль лишь периодически, намного выгоднее не покупать собственное транспортное средство, а использовать каршеринг. Именно поэтому спрос на прокат машин постоянно растёт, оставляя свободные ниши несмотря на огромное количество компаний, занимающихся арендой авто как бизнесом. Вы вполне можете присоединиться к этому направлению, даже обладая небольшим стартовым капиталом.
Как и любое направление предпринимательской деятельности, у проката машин есть свои преимущества и недостатки. Основные плюсы:
Наличие спроса. Прокат во многом комфортнее и экономнее содержания собственного ТС — не нужно тратиться на ремонт и обслуживание авто. Кроме того, многие просто не хотят обременять себя транспортным средством. Сравнительно небольшие вложения. Размер стартового капитала, необходимого для запуска, невелик. В зависимости от размеров автопарка, можно открыться при наличии менее 1 млн. рублей.
Экономия времени. Аренда авто как бизнес отнимает мало времени, не требует большого штата. Приложив усилия на старте (покупка авто, продвижение, организация системы проката) потом останется лишь подсчитывать прибыль и продумывать новые направления развития.
Быстрая окупаемость. В среднем инвестиции вернуться уже через 3–5 лет. А в крупных городах или при покупке готового бизнеса — менее, чем за 2 года.
Высокую конкуренцию. В Москве и Санкт-Петербурге рынок успешно заняли крупные компании, пользующиеся высокой популярностью и доверием. Чтобы с ним конкурировать, необходимо придумать уникальное предложение, способное заинтересовать клиентов.
Риск серьёзных поломок, угона. Успех сдачи машины в аренду как бизнеса напрямую зависит от добросовестности клиентов, их водительского опыта. Необходимо разработать надёжную систему залога и страхования, чтобы в случае аварии не приходилось восстанавливать машину собственными средствами.
Сложности продвижения и поиска клиентов. Чтобы конкурировать с крупными игроками рынка, придётся как следует вложиться в рекламу, разработку сайта и мобильного приложения, продвижение в поисковиках и соцсетях. Для этого необходимо чётко определить свою целевую аудиторию.
Трудности развития в малых городах. Заработок на аренде авто как бизнесе возможен лишь при активном спросе. Учитывая невысокий уровень зарплат жителей небольших населённых пунктов, подобный проект не будет приносить доход или позволит лишь окупать расходы. Но и тут есть варианты. Например, сдавать в прокат сельхозтехнику или внедорожники, квадроциклы для туристов.
Перечисленные недостатки идеи проката можно исключить, если детально проработать бизнес-план. Важно определить, в чём именно нуждается ваша целевая аудитория, и предложить ей решение проблемы.
Как и любое другое направление, такой вид предпринимательства требует подробной разработки концепции. Важно понять, кому и что вы собираетесь предлагать. Сначала определите свою целевую аудиторию:
средний класс, нуждающийся в краткосрочном прокате несколько раз в месяц;
туристы, посещающие город и арендующие машину для поездок к ближайшим достопримечательностям;
таксисты, для которых найм транспорта выгоднее покупки собственного автомобиля;
корпоративные клиенты — крупные компании, которым нужен автопарк для срочных или регулярных поездок, обслуживания клиентов;
клиенты, желающие найти эксклюзивное предложение, например, лимузин для свадьбы или выпускного, ретро-автомобиль для фотосессии.
Задумываясь о заработке на сдаче авто в аренду таксистам, отнеситесь к этой идее критически. Хотя она может сначала показаться перспективной за счёт высокого спроса и отсутствия простоя, длительный прокат не принесёт высокой прибыли, зато машины сильно износятся.
В небольшом городе, где нет сильной конкуренции, можно попробовать охватить всех потенциальных клиентов. Но для этого потребуется создать автопарк с моделями под любые запросы.
Самый важный этап — составление детального бизнес-плана. Он должен учитывать все возможные статьи расходов, включая техобслуживание, закупку запчастей, затраты на аренду помещения, коммунальные платежи, рекламу, уплату налогов.
Затем переходите к основным этапам запуска:
Зарегистрируйте компанию. Для небольшой фирмы подойдёт ИП. Но если со временем вы будете расширяться, лучше сразу зарегистрировать ООО. Такой тип организации облегчит привлечение дополнительного финансирования, позволит работать с партнёрами.
Привлеките инвесторов. Если у вас недостаточно стартового капитала, подумайте о кредитовании. Ещё один вариант — покупка франшизы.
Приобретите машины. Эффективность аренды авто как бизнеса будет видна, если у вас будет как минимум 5–10 машин. Чем больше и разнообразнее автопарк, тем лучше.
Займитесь рекламой. Не экономьте на рекламной кампании, иначе потенциальные клиенты о вас просто не узнают. Подключите сразу несколько каналов: от раздачи листовок до контекстной рекламы в интернете.
Подпишите контракты с партнёрами. Важно найти мастеров или СТО, готовое обслуживать ваш автопарк. Для привлечения клиентов подумайте о контрактах с туристическими компаниями, аэропортами, гостиницами.
В зависимости от города и сложности задумки, организация проката автомобилей может включать больше пунктов. Возможно, потребуется разработка приложения, используя которое можно будет быстро забронировать нужную машину.
Дополнительно потребуется офис для сотрудников, площадка для свободных ТС, собственная мойка.
Основная статья расходов при запуске проката автомобилей как бизнеса — закупка машин. Крупные компании вкладывают в это десятки миллионов рублей. Из-за постоянных колебаний цен на автомобильном рынке подсчитать точную сумму вложений невозможно.
Также в бюджет следует заложить:
регистрацию предприятия, получение разрешений;
аренду и ремонт офиса, закупку мебели;
зарплату сотрудников на первые месяцы;
разработку сайта, мобильного приложения;
рекламу и продвижение в сети;
непредвиденные расходы.
Перед тем как открыть прокат автомобилей, учитывайте и предстоящие ежемесячные расходы. Сюда войдёт не только содержание офиса, но и уборка, мойка машин, их ремонт и постоянное обслуживание.
Чтобы контролировать местонахождение транспорта, а также скоростной режим и стиль вождения, стоит установить специальные маячки. Так вы застрахуете ТС от угона, а также сможете штрафовать недобросовестных водителей, которые подвергают ваше имущество риску.
Существует 5 наиболее ходовых категорий авто, способных принести прибыль начинающим предпринимателям:
бюджетные марки — для запуска аренды авто как бизнеса подойдут Daewoo Nexia, Chevrolet Lanos, Renault Logan, недорогие отечественные модели;
машины среднего класса с автоматической коробкой передач, электронными системами стабилизации курса и медиацентром;
дорогие представительские авто — отдайте предпочтение флагманам BMW, Mercedes, Porsche;
туристические модели для бездорожья — если ваш край популярен благодаря экстремальному туризму, закупите несколько внедорожников;
эксклюзивные варианты для праздников — зачастую бизнес на аренде авто приносит прибыль благодаря белым лимузинам для свадебных кортежей, кадиллакам, ретро-машинам.
Выбор той или иной категории зависит от бюджета и целевой аудитории. Учитывайте, что разумнее начинать с небольшим автопарком, постепенно расширяя его за счёт получаемой прибыли.
При этом необязательно приобретать новый транспорт. Рассмотрите вторичный рынок — так можно существенно сэкономить. Однако обязательно проверяйте надёжность каждого покупаемого автомобиля, чтобы исключить аварии и быстрый износ деталей.
Заработок сильно зависит от класса предлагаемых авто, спроса, категории клиентов. В среднем в месяц можно зарабатывать:
300 тысяч — для каршеринга, когда машины арендуются кратковременно;
350 тысяч — для частного проката, когда транспортные средства сдаются длительно;
450 тысяч — при сотрудничестве с крупными корпоративными клиентами.
Прокат авто как бизнес ощутимо выиграет от наличия постоянных клиентов. Поэтому следует приложить усилия для подписания контрактов с крупными компаниями, предложить привлекательные условия. Например, чем проще заказать и забрать машину, тем охотнее люди будут пользоваться именно вашим сервисом.