Чайно-кофейные магазины приносят своим владельцам постоянную прибыль, ведь спрос на самые популярные напитки в мире с каждым годом только растёт. При этом ниша — высококонкурентна. А значит, чтобы достичь успеха, вам потребуется немало сил и знаний.
Эксперты «Альтера Инвест» помогут: мы расскажем, с чего начать продажи чая, как организовать бизнес и какие идеи продвижения подойдут для начинающих.
Величина потребления кофе в России — 0,9 кг зёрен в год на душу населения; чая — 1,5 кг на душу населения. И если ещё 10 лет назад россияне отдавали предпочтение растворимому кофе и пакетированному чаю, теперь мы видим стабильный рост интереса к рассыпным чаям, зерновому кофе. Наши соотечественники даже в условиях кризиса готовы платить за высокое качество и новые гастрономические впечатления.
Таким образом, магазин чая — бизнес перспективный, независимо от выбранной концепции. И всё же, с форматом заведения стоит определиться заранее — от него напрямую зависит размер инвестиций.
Ниже мы рассмотрим 4 наиболее популярных формата.
Бизнес в формате интернет-магазина чая позволяет экономить на аренде помещения, оплате труда персонала. Всё, что нужно предпринимателю:
создать или купить интернет-магазин;
арендовать складское помещение или заключить с поставщиками договора дропшиппинга;
нанять менеджеров для приёма заявок, отправки посылок.
Продажи удобно организовать через социальные сети. Не жалейте денег на раскрутку магазина по продаже чая, собирайте отзывы о своём бизнесе, общайтесь с клиентами, чтобы вовремя устранять возможные недочёты.
Крупные торговые центры позволяют предпринимателям размещать по ходу движения посетителей небольшие островки с витринами. Аренда одного-двух квадратных метров стоит мало, сами витрины зачастую предоставляет продавцам сам ТЦ.
Товара нужно немного, с ролью продавца поначалу справиться и сам начинающий предприниматель. Это оптимальный вариант, чтобы войти в отрасль и оценить, насколько интересно для вас выбранное направление.
Полноценный магазин — это отдельное изолированное помещение, площадью от 20 м. кв., со служебными и подсобными помещениями. Здесь покупателям предлагают упакованную и развесную продукцию. Чай, кофе в красивых упаковках часто покупают на подарок или как сувенир. Поэтому особое внимание нужно уделить красивой выкладке товара.
Услуга дегустации — словно магнит для кофеманов и истинных любителей чаепития. Дегустация может быть платной и бесплатной, также вы можете проводить мастер-классы по приготовлению горячих напитков. Всё это — отличные способы привлечь покупателей в магазины с богатым ассортиментом.
Главный плюс магазина чая как бизнеса — постоянный высокий спрос. Ваши покупатели — люди разного пола, всех возрастов, любого социального статуса и дохода. Относительно невысокая цена товара позволяет предложить клиентам достойный ассортимент при небольших финансовых вложениях.
Основной недостаток — высокая конкуренция. Рассыпные листья, зёрна на вес продаются в каждом супермаркете. Поэтому вам придётся серьёзно постараться, чтобы привлечь клиентов в магазин по продаже чая, а для развития бизнеса потребуются немалые вложения в рекламу.
Ожидаемая прибыль магазина чая как бизнеса — 20 000 рублей ежемесячно. Постоянно работая над привлечением покупателей, реально увеличить этот показатель до 60 000 рублей.
Ориентировочная окупаемость проекта — 20–25 месяцев.
Статья расходов |
Сумма, ₽ |
Регистрация |
25 000 |
Ремонт помещения |
55 000 |
Оборудование |
145 000 |
Реклама |
50 000 |
Закупка продукции |
205 000 |
Итого |
480 000 |
Статья расходов |
Сумма, ₽ |
Аренда (20 м. кв. в спальном районе) |
60 000 |
Хозяйственные расходы |
15 000 |
Зарплата сотрудникам |
190 000 |
Закупка товара |
150 000 |
Реклама |
20 000 |
Прочие расходы |
15 000 |
Итого |
450 000 |
Торговля чаями и кофейными зёрнами не подлежит лицензированию. Достаточно оформить ИП, установить кассовый аппарат.
Чтобы запустить магазин чая как бизнес, нужны:
свидетельство о регистрации ИП;
свидетельство о постановке на учёт в налоговой;
договор аренды / подтверждение права собственности на помещение;
документы на кассовый аппарат;
заключение Роспотребнадзора, Пожарного надзора;
коды Госкомстата;
договоры с поставщиками;
трудовые договоры с работниками;
договоры на вывоз, утилизацию мусора, пищевых отходов.
Для запуска первого магазина выбирайте проходимые улицы: важно, чтобы торговая точка находилась на глазах прохожих. Позже, когда ваш бизнес на продаже чая приобретёт постоянных клиентов, расположение будет уже не так важно — на вас начнут активно работать отзывы.
Среди других требований к помещению под магазин:
площадь — 15–20 м. кв.;
отсутствие сырости;
хорошая вентиляция.
Для оборудования небольших магазинов чая как бизнеса покупайте готовые павильоны — это удобнее, чем совмещать несколько витрин разного типа. Не скупитесь на дизайн: если покупателю приятно находиться в магазине, он обязательно вернётся.
Минимальная комплектация магазина:
Оборудование |
Стоимость, ₽ |
Павильон |
107 000 |
Кассовый аппарат |
10 000 |
Электронные весы |
2 000 |
Ёмкости для хранения, прочая посуда |
6 000 |
Итого |
145 000 |
Реализация чая и кофе — отличная бизнес-идея для начинающих — главное, верно подобрать сорта для продажи. Опытные игроки рынка рекомендуют разделить бюджет для закупки товара на 3 равные части и потратить их на:
самые ходовые недорогие сорта;
напитки с популярными добавками;
дорогие необычные сорта для истинных любителей.
Бизнес-идея продажи чая, кофе обретёт жизнеспособность только после заключения договоров с надёжными поставщиками. Мы рекомендуем начинать сотрудничество только с теми компаниями, которые предлагают качественный продукт. В России это:
«Русская Чайная Компания»;
«Форсман»;
«Царское подворье»;
«Надин».
В крупных городах они работают через представителей. Впрочем, вы можете заказывать товар и напрямую из Южной Азии.
Магазина чая — бизнес, не требующий от сотрудников специфических знаний и умений. Главное, искренне любить своё дело, разбираться в ассортименте, быть приветливым и аккуратным. Маленькому магазинчику на первых порах потребуются:
2 сменных продавца с зарплатой 80 000 руб.
Уборщица — 20 000 руб.
Администратор — 40 000 руб.
Бухгалтер — 50 000 руб.
Итого зарплатный фонд: 190 000 руб.
Функции администратора и бухгалтера ради экономии вы можете взять на себя. Сдачу налоговой отчётности отдайте на аутсорс. Следить за чистотой могут продавцы — за прибавку к зарплате.
Вариантов рекламы чайного бизнеса масса. Вы можете:
печатать флаеры и раздавать их у метро, остановок;
оформить привлекательную вывеску, установить баннеры;
создать группу в соцсетях, проводить конкурсы, акции (лучше такие кампании работают в выходные).
Проводите чайные церемонии, мастер-классы, лекции. Привлекайте предпринимателей, которые интересуются чайно-кофейной сферой. Участвуйте в фестивалях, городских мероприятиях, выставках — это способствует привлечению новой аудитории.
Альтернативой запуска собственного магазина станет покупка действующей компании. Давайте рассмотрим на примере лота из каталога «Альтера Инвест», какой вариант выгоднее.
|
Магазин с нуля |
Работающее заведение |
Затраты, ₽ |
1 025 000 |
1 650 000 |
Прибыль, ₽ |
Примерно 60 000 |
Гарантированно 80 000 |
Местоположение |
Спальный район |
Центральный АО |
Аренда, ₽ |
60 000 за 20 м. кв. |
25 000 за 8 м. кв. |
Ежемесячные расходы на зарплату, ₽ |
190 000 |
35 000 |
Товар |
Необходимо закупать |
Товарный остаток на 300 000 включён в стоимость |
Продвижение |
Требуется реклама |
Работает год, запущен качественный сайт, развиты группы в соцсетях |
Как видите, предложения о продаже бизнеса чая и кофе могут быть очень привлекательными. Да, изначально от инвестора требуется большая сумма, чем ушло бы на запуск собственного дела. Зато окупаются такие вложения быстрее, а риск банкротства сведён практически к нулю.