Огромное преимущество всех новых направлений в бизнесе — отсутствие конкуренции. К таким направлениям относятся и коворкинги. В России они начали открываться относительно недавно, и на карте страны пока ещё больше тех городов, где ниша полностью свободна.
Как открыть коворкинг с нуля, грамотно распределить бюджет и сделать место популярным, рассказывают наши эксперты.
Появление коворкингов тесно связано с тенденцией массового перехода специалистов на удалённую работу. Теперь работают вне стен офиса не только фрилансеры, но и штатные специалисты, работодатели которых решили сэкономить на аренде помещений, обслуживании техники и коммунальных платежах.
Но так ли уж нужны коворкинги и выгодно ли открывать подобный бизнес? Казалось бы, удалённым специалистам удобнее всего работать у себя дома. Тем не менее спрос на оборудованные рабочие места стремительно растёт. Причин тому масса:
не все способны эффективно работать дома — из-за слишком стеснённых жилищных условий, домочадцев, вездесущей прокрастинации;
не у всех дома есть нужная аппаратура — гарнитура, микрофон, проектор;
у компаний сохраняется необходимость в проведении очных совещаний, деловых встреч, презентаций, и коворкинг — лучшее решение в отсутствии офиса;
форс-мажоры — отключение электроэнергии, проблемы с интернет-соединением, ремонт у соседей.
Согласно данным Owl Labs, 16% компаний в мире уже полностью перешли на удалённую работу. Российская статистика показывает, что с 2005 по 2022 год количество удалённых сотрудников в стране выросло на 159%. Резюмируя всё вышесказанное, можно смело утверждать: открытие коворкинга — актуальная и перспективная бизнес-идея.
Аренда рабочего пространства — почасово, помесячно.
Аренда кабинетов — например, для проведения переговоров, презентаций.
Организация массовых мероприятий — лекций, семинаров, мастер-классов.
Услуга «виртуального» офиса — предприниматели используют адрес коворкинга, как адрес собственной компании.
Дополнительные услуги — ксерокопирование, печать документов, аренда оргтехники, детская комната.
Задумываясь о создании собственного коворкинга, вы можете сделать ставку на одну-две услуги или предоставить посетителям полный спектр — в любом случае принятое решение не забудьте вписать в бизнес-план.
Важнейший раздел бизнес-плана коворкинг-центра с расчётами — финансовый. Мы приоткроем завесу тайны и расскажем, какие расходы ожидают вас на старте проекта, а какие станут постоянными спутниками.
Статья расходов |
Сумма, ₽ |
Регистрация бизнеса и получение разрешений |
15 000 |
Аренда помещения на первый месяц |
110 000 |
Ремонт |
300 000 |
Мебель и оборудование |
630 000 |
Оборотные средства |
70 000 |
Рекламная кампания |
75 000 |
Итого |
1 200 000 |
Статья расходов |
Сумма, ₽ |
Аренда площади (160 м2) |
110 000 |
Заработная плата с отчислениями |
109 200 |
Коммунальные платежи и интернет |
10 000 |
Амортизация |
7 500 |
Реклама и обслуживание сайта |
15 000 |
Прочее |
7 000 |
Итого |
258 700 |
Вы не сможете работать без официальной регистрации. К счастью, она отнимет у вас всего несколько дней.
Для открытия коворкинг-центра зарегистрируйте ИП или ООО на упрощённой системе налогообложения. Коды ОКВЭД:
70.20 Сдача внаём собственного недвижимого имущества.
55.30 Деятельность ресторанов и кафе.
55.40 Деятельность баров.
Вот что нужно, чтобы открыть коворкинг:
свидетельство регистрации ИП или ООО;
справка из Госкомстата о присвоении кодов статистики;
свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе;
сертификаты на оборудование;
договор аренды или передачи прав собственности;
разрешения СЭС и Пожарного надзора;
договор на оказание прачечных услуг;
договор на коммунальное обслуживание;
трудовые договоры с сотрудниками.
Чтобы открыть коворкинг как ООО, дополнительно потребуются:
устав;
приказ о назначении директора;
учредительный договор или приказ о создании общества (если учредителей более одного);
решение единственного учредителя или протокол общего собрания учредителей.
Ищите просторное помещение в центральных районах города, где сосредоточена активная деловая жизнь. В центре концентрируются все бизнес-процессы, сюда удобно добираться из любой части города. А престижное местоположение понравится клиентам, которые планируют проводить здесь деловые переговоры.
В бизнес-планах коворкинг-центров прописаны минимальные требования к площади помещения — это 100 м2. Причём на открытие здесь удалённого офиса нужны разрешения СЭС и пожарной инспекции.
А вот обстановка лучше, чтобы была творческой. В идеале, собираясь открыть коворкинг, пригласите дизайнера. Он знает, как создать пространство, в котором будет комфортно работать и приятно отдыхать. Отличное решение, например, закупить игровые консоли или создать небольшую библиотеку.
Обустраивая коворкинг, постарайтесь создать максимально многофункциональное пространство — так клиенты будут проводить здесь больше времени. Минимальный список оборудования включает:
Оборудование |
Стоимость, ₽ |
Мебель для рабочей зоны |
250 000 |
Мебель для зоны отдыха |
180 000 |
Офисная техника |
100 000 |
Кухонная техника |
80 000 |
Прочее |
20 000 |
Итого |
630 000 |
Бизнес-идея открыть коворкинг хороша тем, что для работы вам понадобится минимальное количество сотрудников. Достаточно управляющего и двух сменных администраторов. В обязанности админов входит поддержание порядка, чистоты и исправности оборудования, контроль за расходными материалами, продажа абонементов, информирование клиентов, ведение аккаунтов в соцсетях.
Бухгалтерский учёт можете вести лично, услуги IT-специалиста предоставляются по договору аутсорсинга. Примерный фонд оплаты труда:
Директор — 20 000 ₽
Два администратора — 54 000 ₽
Уборщица — 10 000 ₽
Итого с отчислениями — 109 200 ₽
Открыть коворкинг мало, чтобы пространство стало популярным, нужно поработать над раскруткой проекта. Для начала определим целевую аудиторию. Условно можно выделить три группы завсегдатаев коворкингов:
Начинающие предприниматели: одним не требуется отдельный офис, другим не хватает средств для аренды.
Фрилансеры: IT-специалисты, копирайтеры, переводчики, дизайнеры.
Самозанятые: фотографы, коучи, писатели — преимущественно люди творческих профессий.
Коворкинг-центр нуждается в постоянной рекламе среди всех сегментов ЦА, поскольку явление офиса на час для российского общества пока ещё остаётся новинкой. Для продвижения хороши такие способы:
создание и продвижение сайта в интернете;
продвижение групп в социальных сетях;
распространение листовок в местах скопления потенциальных клиентов: выставки, конференции, бизнес-тренинги, офис-центры;
организация мероприятий, мастер-классов, лекториев для посетителей;
размещение материалов в местных СМИ.
Переходим к подведению итогов. Всего, чтобы открыть коворкинг, потребуется минимум 1,2 миллиона рублей. Размер расходов сильно зависит от локации бизнес-пространства — если открывать его в центре Москвы или СПб, существенную часть расходов потянет аренда, в городах поменьше меньшими будут и расходы.
Выход на плановую загрузку возможен уже на четвёртый месяц работы. Чистая прибыль за первый год составит 879 136 рублей.
Коворкинг — довольно интересная в развитии и управлении деятельность. С её организацией связаны и риски, и перспективы. К рискам можно отнести относительную новизну ниши, крупные инвестиции на начальном этапе при туманном будущем. Но если вы полны энтузиазма после прочтения статьи о том, как открыть коворкинг, — стартуйте в