Копирайтинг — самый удобный вид фриланса и дополнительный источник дохода, который может со временем полностью заменить основную работу. Рассказываем, как заработать на копирайтинге и что для этого необходимо.
Предпринимательство в интернете развивается: за 2022 год объем российского рынка онлайн-торговли вырос на 21% и достиг 920 млрд рублей. Это значит, что сайты компаний нуждаются в качественном контенте — для людей и поисковых систем. Компаниям на помощь приходят копирайтеры — специалисты, способные создать из технического задания осмысленный и приятный для чтения текст.
Преимущество работы копирайтером — широкий спектр деятельности, в которой можно себя применить. SEO-копирайтинг, лендинги, статьи в онлайн-журналы и ведение групп в соцсетях — вот небольшой список вариантов работы для фрилансера. Минус для новичка — высокий уровень конкуренции.
Копирайтинг — бизнес-идея без вложений. Она требует от вас инвестиций времени и опыта в написании продающих текстов. Вы можете начать с поиска предложений на сайтах работы, группах в соцсетях и тематических форумах. Для этого вам понадобится портфолио, компьютер и доступ в интернет.
Прибыль копирайтера зависит от опыта и объема работы: количества человеко-часов, которые он тратит в день. Поэтому разброс прибыли — от 10 до 100 тысяч рублей в месяц. В среднем при стандартной восьмичасовой загрузке опытный копирайтер получает 50-60 тысяч рублей ежемесячно.
Если подойти к идее основательно, можно создать и продвигать свой сайт и параллельно вести личный блог в одной или нескольких соцсетях. В этом случае затраты на старте — от 80 тысяч рублей и выше:
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Регистрация бизнеса | 5’000 |
Компьютер или ноутбук | 70’000 |
Создание и продвижение сайта | 50’000 |
Покупка программы для проверки текстов | 3’000 | Итого | 128’000 |
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Связь, интернет, электричество | 2'000 |
Поддержка и продвижение сайта | 10’000 |
Реклама | 5’000 |
Аренда помещения (коворкинг при необходимости) | 10’000 |
Итого | 27’000 |
Копирайтинг как деятельность — это услуга. Она не требует специальных разрешений и сертификатов, разве что сертификаты о прохождении профильных курсов как личное преимущество. Может понадобиться договор ГПХ для отчетности на стороне заказчика, но зачастую компания сама его предоставляет. ГПХ — это договор гражданско-правового характера, который регулирует отношения заказчика и исполнителя без строки в трудовой книжке.
Некоторые компании работают только с индивидуальными предпринимателями. Регистрировать ИП стоит, если ежемесячный доход превышает 100 тысяч рублей. В противном случае налоги и сборы заберут львиную долю прибыли копирайтера.
Если вы решили регистрировать ИП, то переходите на упрощенную систему налогообложения. Коды деятельности выбирайте среди этих:
Фриланс хорош тем, что работать можно не выходя из дома. Оборудуйте комфортное рабочее место, где бы вы чувствовали себя удобно и работали эффективно. А ещё копирайтинг отлично сочетается с путешествиями, но это требует высокой самоорганизации.
Вариант смены рабочей обстановки для выхода из зоны комфорта или личного общения с заказчиком — коворкинг, уютное тихое кафе, тайм-кафе. Арендуйте офис, когда соберете команду копирайтеров и программистов для комплексной работы над большими проектами.
Если заказ требует взгляда на текст под новым углом, резкий креативный толчок может дать поездка. Не обязательно в другую страну, достаточно другого района города.
Технику для работы выбирайте соответственно бюджету и целям. Для путешествий замените стационарный компьютер на легкий ноутбук или планшет.
Часто новичок не знает, с чего начать и откуда взять портфолио работ. Простой совет — сделайте его сами. Выберите сферу бизнеса, посмотрите список компаний. Представьте, что пишете текст для одной из них. Перед этим изучите теорию и рекламные жанры. Например, чем отличается текст о компании от текста на главную, пресс-релиз от пресс-пакета, что такое seo-оптимизация.
Часто заказчики хотят видеть в портфолио опыт написания текстов именно по их тематике. Чем шире ваш опыт, тем больше возможностей открывается. Но можно пойти обратным путём: выбрать узкую нишу и стать в ней экспертом.
Заказчики к копирайтеру приходят по сарафанному радио. Но для того, чтобы оно работало, надо постараться самому. Начинать всегда трудно, но оно того стоит.
Начните искать заказы на сайтах HeadHunter, Вакансии для хороших людей, Мой Круг, LinkedIn и других. Читайте и комментируйте блоги успешных копирайтеров — там часто ищут ответственного исполнителя. Берите отзывы довольных клиентов, размещайте на своем сайте и в блоге — это создаст репутацию вашему личному бренду.
Реклама — конёк копирайтера, суть его работы. Поэтому прорекламировать свои услуги он должен уметь.
Постоянно работайте над улучшением своего сайта, его контентом. Сделайте план статей на популярные темы, пишите лайфхаки или рассказывайте интересные истории из практики. Вы убиваете двух зайцев — тренируете слог и создаете сообщество вокруг своего бренда.
Используйте контекстную рекламу, размещайте объявления в соцсетях — в пабликах, где сосредоточена ваша аудитория. Предлагайте свои услуги компаниям лично.
Если число заказов растет большими темпами, пора набирать команду. Станьте редактором, который управляет аутсорсерами: найдите помощников, научите их всему, что знаете сами. На себя возьмите только проверку текстов и общение с заказчиками.
Приобретая связи и действуя проактивно, вы способны построить серьезный бизнес — компанию по созданию и комплексному продвижению сайтов.