Войти в узкую нишу порой более выгодно, чем искать себя в широкой сфере. Изучение пещер — увлекательное дело, интерес к которому среди туристов не гаснет. Расскажем, как заработать на спелеотуризме.
Во всем мире существуют экскурсионные пещеры: они оборудованы для свободного посещения без специального оборудования. В них можно попасть с гидом, пройти по специальным мостикам и насладиться потрясающими инопланетными видами. Но гораздо больше пещер закрытого типа: в них люди попадают только с экипировкой и подготовленными к прохождению.
Именно второй тип нас интересует. Исследование пещеры — экстремально, увлекательно и дарит уникальный опыт. В летний период, который в некоторых регионах страны длится с мая по октябрь, наплыв туристов сулит высокие прибыли.
Инвестиции в проект школы спелеотуризма — от 400 тысяч рублей. Прибыль зависит от стоимости обучения и вашей наценки на услуги инструкторов, организацию поездок. В среднем это 100-160 тысяч рублей в месяц. Срок окупаемости проекта при быстром взлете — 5-6 месяцев.
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Регистрация бизнеса | 1’000 |
Оборудование (в расчете на 10 чел) | 360’000 |
Ремонт и простая обстановка офиса | 39’000 |
Итого | 400’000 |
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Аренда помещения 30 кв.м в удаленном районе города | 30’000 |
Рекламные и представительские расходы | 20’000 |
Транспорт, ГСМ, интернет, связь | 10’000 |
Итого | 60’000 |
Наше руководство по открытию нацелено на зарабатывание денег в обмен на удовольствие и впечатления туристов. Коммерческая деятельность должна облагаться налогом, поэтому зарегистрируйте спелеошколу в качестве ИП или ООО. Систему налогообложения выбирайте упрощенную, ОКВЭД 93.12 — Деятельность спортивных клубов.
Чтобы оформить предприятие как юридическое лицо, нужны другие документы:
Для организации бизнеса понадобится офис, где вы будете читать лекции о спелеологии, подготовки к маршрутам и их прохождению. Там же проводите мастер-класс по оборудованию, необходимому для спуска.
Помещения может быть два, исходя из выбранного вами пути. Первый — собирать группы в своем городе, посещать ближайшие пещеры, а затем, набравшись опыта, отправляться в другие регионы.
Второй вариант — открыть туристический спелеоцентр в Закавказье или Крыму. Этот путь более затратный и высококонкурентный, но в целом зависит от вашего места жительства и целей.
Приводим список снаряжения на одного взрослого человека. Умножьте эту сумму на количество участников, которым хотите предоставить его в аренду: сколько планируете привлечь на начальном этапе.
Оборудование | Стоимость, ₽ |
Каска | 5’000 |
Статическая веревка 100 м | 7’800 |
Ножной зажим для подъема | 2’500 |
Грудной зажим для подъема | 5’000 |
Транспортный мешок | 2’000 |
Лемминг (нижняя обвязка) | 2’000 |
Топик (верхняя обвязка) | 1’200 |
Спусковое устройство для спелеологии | 2’500 |
Карабин, кольца, дельта, педаль, рапид | 4’000 |
Налобный фонарь | 6’000 |
Итого | 36’000 |
Допустим, в группе будет 10 человек — стоимость оборудования выйдет в сумму 360 тысяч. Но эти расходы окупятся арендой снаряжения.
Набирать группу вы будете из уже владеющих навыками альпинизма. Желательно, чтобы они имели членство в клубе или сертификат о прохождении туристической подготовки, плюсом будет и наличие опыта поднятия в горы.
Важный нюанс — отсутствие клаустрофобии у клиентов. Проверить это можно с помощью теста CLQ или попросить справку от психотерапевта.
Для новичков в спелеотуризме, каких будет среди ваших клиентов подавляющее большинство, выбирайте несложные маршруты в горизонтальных пещерах. Их можно пройти за один день или меньше, остановиться рядом на ночевку и наслаждаться дикой природой. Для более высокого уровня подготовки подыщите маршруты сложнее: в этих пещерах вы разобьете лагерь внутри.
Чтобы обучать других спелеологии, нужно или самому быть опытным исследователем или найти несколько спелеологов-экспертов. Процесс прохождения пещеры — рискованное дело даже при наличии карты и подготовки. Техническая подкованность здесь важна, как и в горах.
Навыки альпинизма в спелеотуризме помогают: на эту базу накладываются специфические знания о пещерах, их устройстве, поведении внутри на маршруте, специальном оборудовании.
Поэтому найти специалистов можно среди альпинистов, но желательно уже с опытом самостоятельного прохождения объемных пещер.
Список персонала с заработными платами за месяц (в рублях):
О вашем спелеологическом клубе должны узнать люди — потенциальные участники тренировок и экспедиций. Целевая аудитория — имеющие опыт в скалолазании, любители активного отдыха и начинающие туристы.
Размещайте объявления о наборе:
Прорекламируйте школу в местных городских СМИ, у крупных блогеров, в магазинах туристического и спортивного снаряжения. Постарайтесь задействовать все варианты, чтобы охват был максимальным.
Создайте сайт-визитку школы, чтобы о вас узнали из поиска Яндекса и Гугл. Такому бизнесу очень нужна реклама, а классные услуги промотировать еще и приятно.
Расширяйте их спектр, привлекайте новых инструкторов — например, организуйте поездки на каньоны. Выезжайте за границу, чтобы участники клуба постоянно получали фантастические эмоции. Тогда они порекомендуют вас другим, а это — лучшая реклама в мире.