💭 Связанный с недвижимостью бизнес — высокодоходный и перспективный, желанный кусочек для многих предпринимателей. Расскажем, как открыть свое агентство недвижимости с нуля в России, какие нюансы сопровождают открытие и во сколько оно обойдется.
Бизнес на недвижимости однозначно прибылен в нашей стране. Компании, которые занимаются арендой и продажей недвижимости, уступают по доходности только фирмам, предоставляющим финансовые, жилищные и услуги общественного питания.
Однако, чтобы зарекомендовать себя на рынке, нужно очень хорошо постараться, наработать репутацию, базу клиентов и не совершить ошибок во всех направлениях этой непростой деятельности.
В открытие агентства недвижимости нужно вложить 625’000 рублей. Первые полгода выручка будет нулевая, после выхода на окупаемость прибыль может составить от 90 тысяч до миллиона в месяц. Срок окупаемости — 7 мес.
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Оформление бизнеса | 2’000 |
Рекламная кампания на старте | 25’000 |
Оборудование | 390’000 |
Разработка дизайна, вывески, печать визиток | 60’000 |
Оборотные средства | 148’000 |
Итого | 625’000 |
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Расходные материалы в офис | 1’000 |
Аренда офиса в БЦ (35 кв.м) | 35’000 |
ГСМ, связь и интернет | 20’000 |
Заработная плата | 55’000 |
Маркетинговые и представительские расходы | 20’000 |
Итого | 131’000 |
Для официального оформления бюро недвижимости достаточно зарегистрировать ИП на имя собственника. Система налогообложения — упрощенная по ставке 6% от прибыли. Код ОКВЭД 68.31 — Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе. Сертификаты или лицензии на ведение этого вида предпринимательской деятельности не нужны.
Основное место работы агентов по недвижимости — «поле», то есть квартиры, которые продаются или арендуются. Риелторы отправляются на показы нескольких адресов и практически весь день проводят в разъездах. Удобно, когда у агента есть личный автомобиль, но даже если нет, то общественный транспорт всегда выручает.
В связи с этим серьезных требований к помещению для агентства нет: в нем риелторы находятся только утром и иногда вечером, чтобы закрыть сделку или предоставить отчет. Однако лучше, чтобы оно располагалось в центральном районе города или деловом рядом с транспортной развязкой — например, в известном бизнес-центре.
Площадь не принципиальна — выбирайте в зависимости от предполагаемого количества сотрудников и стоимости аренды. Для оборудования офиса нужны мебель, компьютеры и телефоны.
Оборудование | Стоимость, ₽ |
Столы | 75’000 |
Офисные кресла | 35’000 |
Кулер | 3’000 |
Стол или барная стойка для зоны отдыха | 5’000 |
Компьютеры | 225’000 |
Оргтехника | 27’000 |
Канцелярские принадлежности | 20’000 |
Итого | 390’000 |
Персонал — основа бизнеса на недвижимости. Хороших риэлторов найти очень трудно, ведь отличные специалисты в любой области — на вес золота. Здесь важно, чтобы у них была своя клиентская база, и в то же время они не устраивались к вам только с целью «вытянуть» очередную базу у вас и уйти в другое место. Впрочем, полностью без риска наткнуться на таких кандидатов в этой сфере обойтись не получится.
Один из вариантов — поначалу найти грамотных агентов с опытом, а постепенно обучить новых. Вложения в эту профессию для человека немалые: ведь от заявки до сделки может пройти много времени, даже не один месяц, если речь о продаже недвижимости.
Кандидаты должны быть мотивированы развиваться именно в этом бизнесе, поскольку работа требует временных ресурсов, самоотдачи, стрессоустойчивости и высоких коммуникативных навыков, умения продавать. Обучать же новичков смогут «старички», разумеется, за дополнительное вознаграждение.
Риелторы не работают за оклад, а только за процент от сделки, поэтому постоянной заработной платы они не имеют. Комиссия обычно зависит от сложности сделки и составляет 2-5 % от суммы. Наймите сразу 5-6 человек — это минимум для полноценной работы. Помимо них вам нужен юрист, бухгалтер, уборщица, маркетолог. Их заработные платы по данным сайта HeadHunter:
Реклама для риэлторского бизнеса очень важна. В начале, конечно, клиенты будут приходить по сарафанному радио — по рекомендациям друзей, знакомых и коллег, которые воспользовались вашими услугами. Однако маркетинговая стратегия, безусловно, нужна.
Для этого наймите толкового маркетолога, желательно, специализирующегося на рекламе подобных услуг и имеющего за плечами успешные кейсы. Вам необязательно разбираться во всех тонкостях рекламы, однако KPI назначить все же не забудьте и оценивайте эффективность рекламных кампаний. Главное — найти площадки для размещения объявлений, бьющих прямо по целевой аудитории.
Кроме того, немаловажен брендинг, нейминг, вывеска и визуальное оформление бизнеса. Уделите внимание подбору запоминающегося названия, разработке логотипа и визитных карточек, которые будут лицом вашей компании.
Прежде всего работайте на свою репутацию. Просите клиентов оставлять отзывы и очень пристально контролируйте работу агентов. Создайте сайт, где ведите блог, которые будет помогать реальными советами по выбору квартиры и прочей недвижимости, статьями со статистикой, аналитическими текстами, подборками, новостями отрасли. Для этого можно нанять контент-продюсера или отдать ведение сайта на аутсорс в специальные редакторские медиа-компании.
✅ К преимуществам бизнеса можно отнести:
❌ Среди недостатков бизнеса можно выделить: