Исследования экспертов демонстрируют, что в 2019-2020 годах снижается спрос на «универсальные» заведения общественного питания в виде «суши – пицца – коктейли – кальян». Потребительский интерес смещается в сторону узконаправленных точек, владельцы которых способны предложить клиенту действительно вкусный, качественно приготовленный продукт. В этих условиях все более востребованным становится формат кафе-кондитерской. Свежая выпечка и сладости пользуются круглогодичным спросом, разместить кондитерский цех с залом для гостей можно и в спальном районе, и в центре города, а затраты на его открытие невысоки по сравнению с «традиционным» рестораном или караоке-баром.
Кафе-кондитерская предоставляет клиентам множество возможностей: забежать за свежей выпечкой после работы, зайти в обеденный перерыв на бизнес-ланч, купить кофе и ароматную булочку с собой с утра или заказать торт на семейное мероприятие. В меню заведения включаются следующие позиции:
Средний чек кафе-кондитерской – 300-400 рублей на одного посетителя. Целевая аудитория для заведения в центре города – работники близлежащих офисов или административных зданий, туристы; для точки в спальном районе – местные жители. Примерный возраст посетителя – от 20 до 45 лет, доход – средний и выше.
Чтобы заведение привлекало посетителей, важно нанять опытного технолога, который разработает авторские блюда и десерты. Нужно постоянно отслеживать запросы целевой аудитории: убирать неудачные позиции из меню и вводить новые, добавлять сезонные предложения, акции, продумать систему бонусов и карты лояльности для постоянных гостей.
Формат кафе-кондитерской имеет следующие особенности, влияющие на маркетинговое продвижение:
По данным исследований, в период с 2015 по 2019 год посещаемость кофеен увеличивалась стабильно высокими темпами: примерно на 12% в год. Эксперты считают рынок ненасыщенным, т.е. в отрасли есть место для новых перспективных игроков. Основными конкурентами заведений становятся:
Несмотря на ненасыщенность рынка, конкуренция высока, а «коронавирусный» кризис обострил борьбу заведений за «место под солнцем». Чтобы наработать постоянную базу посетителей, кафе нужно продумать «изюминку» в маркетинговом продвижении. Например, это кофе авторской обжарки, завтраки по утрам, бизнес-ланч за приемлемую стоимость, необычные рецепты тортов и пирожных, восточные сладости в меню и т.д.
Важно правильно выбрать место размещения. Покупки выпечки чаще всего совершаются спонтанно, поэтому заведение должно находиться на проходной улице, а не «прятаться» во дворах. Если оно расположено в центральном районе, важно, чтобы вокруг имелись офисы или административные здания, желательно предусмотреть парковку.
Первое, что потребуется для открытия кофейни, – помещение. Оно должно располагаться на первом этаже жилого или коммерческого здания, иметь отдельный вход с улицы. Пространство должно быть оборудовано вытяжкой, вентиляцией, водопроводом отвечать требованиям СЭС. Предпринимателю понадобится помещение площадью в 100-120 кв. метров, из которых 60 кв. метров отводится под зал со столиками, а остальное – под внутренние зоны:
Стоимость аренды зависит от расположения помещения и его метража. Например, в Москве за помещение площадью от 100 кв. м в центре города придется заплатить 400-500 тыс. рублей в месяц. Если точка будет находиться в спальном районе, эти расценки снижаются вдвое.
Дополнительно бизнесмену потребуется приобрести оборудование для работы:
Дополнительно потребуются шкафы для хранения, стеллажи, морозильники, посуда, мелкий кухонный инвентарь и т.д. Способ сократить расходы – заключение договора на поставку всего необходимого для кухни «под ключ». Проверенные поставщики доставляют и устанавливают оборудование, дают гарантию его бесперебойной работы на 2-3 года.
Для организации зала для посетителей предпринимателю потребуются:
Всего на приобретение необходимого оборудования и мебели требуется около 2,5 млн рублей. С учетом аренды помещения и закупки сырья и полуфабрикатов для старта деятельности сумма первоначальных вложений составит около 3,5 млн рублей.
Оптимальная организационно-правовая форма для небольшого кафе-кондитерской – ИП или ООО. В качестве режима налогообложения подойдет упрощенная система со ставкой 6% или 15%. Для старта работы предпринимателю потребуются разрешительные документы: заключения СЭС и пожарной инспекции.
Следующий шаг – поиск и набор персонала. Для нормального функционирования кафе потребуются:
В среднем фонд оплаты труда для небольшого заведения составит 300-500 тыс. рублей.
В целях сокращения расходов предприниматель вправе самостоятельно вести бухгалтерский учет заведения или нанять сотрудников по аутсорсингу. Аналогично, бизнесмен может не принимать уборщицу в штат, а заключить договор с клининговой службой.
Когда предприятие общественного питания открылось, важно обеспечить стабильный приток клиентов. Инструментами продвижения кафе выступают:
Дополнительные способы продвижения нового заведения – создание собственного сайта, реклама в местных газетах, на радио, у блогеров. Они требуют более значительных бюджетов, чем перечисленные ранее, поэтому используются реже.
Кафе-кондитерская – это востребованный формат, который требует умеренных вложений (до 3,5 млн рублей). Среднемесячные затраты предпринимателя составят 1,3 млн рублей. Точка безубыточности достигается спустя 5 месяцев, а первоначальные вложения возвращаются в среднем за 20 месяцев.
Чтобы заведение приносило стабильную прибыль, владельцу важно учесть возможные риски и избежать «подводных камней»: нанять опытных поваров и квалифицированного технолога, провести обучение персонала, закупить качественное оборудование и соблюсти требования Роспотребнадзора при обустройстве цеха. Важно, чтобы кафе отвечало потребностям потенциальных потребителей по ценовой политике и ассортименту, располагалось в удобном для гостей и проходном месте.