10

Анализ рынка аптек 2019

Абрамов Линар Эксперт по медицинскому бизнесу
22.01.2019 3 минуты чтения

🎓Исследование рынка аптек и прогноз на 2019

Фармацевтический бизнес в 2018 году просто прокатился по стране. Вслед за количеством торговых точек продавцы наращивали прибыли и стоимость ассортимента. Свою лепту в рынок внесли франшизы, предлагающие готовые к работе модели бизнеса с налаженными каналами поставок. Продолжающийся кризис в стране, назревающий в отрасли и разборчивость потребителя уверенно ведут рынок к реструктуризации.

Начиная с 2017 года Росстатом фиксировалось более чем 15%-й рост числа фармацевтических торговых точек. Согласно предположению экспертов, увеличение розничных точек стало прямым следствием повышения стоимости лекарств. Кроме заработков на непогоде владельцы сетевого ритейла подсчитывают прибыль абсолютно на любых недугах. В ассортименте современных аптек есть практически любые лекарства включая препараты для ремиссии хронических заболеваний.

По состоянию на 2017 год в России насчитывалось 62500 торговых точек различных форм собственности. В 2018 эта цифра увеличилась, подтверждая потенциал емкости рынка. На 2019 год ожидается очередной рост, особенно в сегменте интернет площадок.

Количество аптечных точек в разрезе структуры на 2019

✅Подтвержденные проблемы и новые задачи

На 2019 год грядут изменения в законодательстве. Ожидается ввод в действие требования о нанесении специальной маркировки на лекарственные средства и препараты, реализуемые фармацевтическими компаниями через розничные предприятия. Условие законодателя является следствием появления на рынке большого количества контрафактной продукции. Дополнительным катализатором изменения законодательства стала фактическая монополия крупных игроков в сегменте официальных тендеров.

Нанесение специальной маркировки как мера в целом оправдала себя в обороте алкогольной продукции. Теперь любой гражданин или проверяющий могут проверить наличие лицензии на продажу товара. Если данная мера будет введена в течение 2019 года, это повлечет увеличение накладных расходов предпринимателей на покупку специализированного оборудования. Незначительная часть игроков может уйти с рынка, оборот которых частично состоит из контрафакта. Крупные сети и ритейл, работающий по франшизам пересчитают стоимость ассортимента и переложат результат на карман потребителя.

💊Оптимизация ассортимента, что берут чаще

Ожидаемое требование нанесения маркировки, в том числе связано с искусственным расширением ассортимента. Просвещение потребителя приводит к простым выводам – на рынке присутствуют товары одного аналогичного ряда. К примеру, простой аспирин можно купить в различных модификациях по стоимости в диапазоне от 30 до 900 рублей. При этом производители товара практически не ограничены в ценообразовании.

Что касается самого ассортимента, покупатели последние несколько лет сохраняют стойкую тенденцию к потреблению. В аптеки обращаются по срочным поводам, по выписанным рецептам. Нередко покупатели обращаются за советом в целях обычного пополнения домашних запасов. К числу клиентов последнее время добавились и корпоративные заказчики. Интерес к устранению первых симптомов заболеваний в среде работодателей приносит ожидаемые результаты – сотрудники меньше ходят на больничные, снижается нагрузка на фонд оплаты труда.

На первых местах в запросах покупателей – лекарства от боли в горле, простуды и кашля. Вторая категория интереса к ассортименту представлена жаропонижающими и антацидными средствами. Третье место за средствами от хронических заболеваний – противоязвенные, противоаллергические и противогрибковые средства. Средства профилактики, к удивлению врачебной элиты, находятся на низшей точке рейтинга. Это витаминные группы, фитопрепараты.

Ожидаемые запросы клиентов аптек на 2019 год

В рейтинге на 2019 год ожидается смещение на вторую позицию противоаллергических препаратов, а также лекарственных средств, предупреждающих хронические заболевания. Это необходимо учитывать предпринимателям, планирующим свои первые или особо крупные закупки. Витамины и фитогруппа традиционно остаются внизу рейтинга.

👥Участники рынка

В аптечном бизнесе обозначилась жесткая конкуренция. Это связано с высокой рентабельностью рынка и исполнением ожиданий предприятий, работающих по франшизе. Более точным с точки зрения рейтинга будет прогноз, составленный по количеству торговых точек, а не по выручке профильных компаний. При этом в линейку лидеров входят не только федеральные, но и региональные предприятия. Первые места остаются за федеральными «АСНА», «Ригла» и «Эркафарм» с числом розничных пунктов 8500, 2100 и 1300 соответственно. На четвертом и девятом местах обозначил присутствие ритейл международного уровня – «36.6» и «Новая аптека».

Составление рейтинга одного из самых динамичных рынков на целый год будет неверным, поэтому будет представлено ожидание на первый квартал 2019.

Популярные аптеки в городах России на 1 кв. 2019 года

📚Структура бизнеса

Обращаясь к данным аналитических агентств, следует обратить внимание на борьбу региональных представителей розничного ритейла за свою часть рынка. За ними пока остается десятая часть рынка. На втором месте против 30 процентов 2018 года остаются местные точки продаж, но уже с 25-ю процентами. Федеральный ритейл активно наращивает свое присутствие, увеличив долю владения рынком на 5 процентов. Меры, принимаемые антимонопольной службой, обеспечивают возможность присутствия на рынке частных и независимых предприятий с долями соответственно 15 и 18 %.

❓Вопросы емкости рынка

В результате консолидации федеральными компаниями розничных сетей с рынка начинают уходить частные и независимые предприятия. Налаженные системы поставок и закупок обеспечивают сегменту прочные позиции в глазах аналитических агентств и самого потребителя. Между тем, составить конкуренцию всегда не прочь местные предприятия. В основном это социально направленные пункты и торговые точки, отпускающие ассортимент по рекомендациям лечащих врачей. Новым предприятиям лучше, однако, чувствуется при работе по франшизе.

Средняя оценка: 3.6

Оценили: 4

Насколько полезен и интересен пост