Россия Наши офисы есть во всех крупных деловых регионах России, обращайтесь!
8 (800) 555-78-62
добавить бизнес Личный кабинет
13

🔥 Франшиза: как не испортить все

Смольников Борис Эксперт франчайзинга
04.06.2019 3 минуты чтения

Любой бизнесмен рано или поздно задумывается о расширении своего бизнеса. На сегодня франчайзинг является одним из самых эффективных способов масштабировать свой проект. Всего за несколько лет можно вырасти из малого бизнеса в средний и запустить свои проекты в разных городах и даже странах. Так как же запустить франшизу без ущерба для себя и потенциального франчайзи?

💭 Не питайте чужих надежд

Бизнес требует предельно трезвого подхода. Не стоит обольщаться первым успехом и ждать, что дальше все пойдет само и без вашего участия. Особенно это касается работы с начинающими франчайзи: зачастую они полагают, что франшиза решит их проблемы без всяких усилий. Для многих франшиза становится первым проектом, и не все имеют представление о реальном устройстве дел в бизнесе. Франшиза — это покупка технологий и рекомендаций, а вот как ими воспользоваться — решает франчайзи. Непонимание и обвинение в неудачах — вот то, с чем сталкивается франчайзер.

🧑 Начните с себя

Решение о запуске франшизы требует серьезного предварительного анализа:

  • Готов ли проект к расширению?
  • Подходит ли модель вашего бизнеса для тиражирования?
  • Потянет ли компания франшизу?

Успех франшизы зависит от уникальности продукта. Если он выгодно отличается на фоне остальных, то франчайзи сами к вам потянутся. Ведь вопрос не в том, как запустить франшизу, а в понимании, для чего она нужна. Нет лучшего варианта для расширения бизнеса, чем ситуация, когда партнеры сами выходят на вас с желанием приобрести франшизу.

🎁 Как упаковать франшизу

Передадите ли вы только права на использование бренда или поможете с открытием — эти условия должны быть прописаны в договоре. В зависимости от того, какая франчайзинговая модель подходит именно вашему бизнесу, зависит передача его франчайзи.

Упаковка франшизы

Определите не только условия пользования франшизой, но и порядок взаиморасчетов. Чем прозрачнее будет схема, тем проще будут складываться отношения между партнерами. При разработке финансовой модели франшизы учитывайте все расходы до мельчайших деталей. Франчайзи, выбирая между франшизами, предпочтет ту, чья схема выглядит максимально приближенной к реальности.

👍 Портрет идеального франчайзи

Согласитесь, есть бизнес, потянуть который способен не каждый. В устройстве модели автосервиса вряд ли разберется бизнес-леди, а заниматься сетью броу-баров будет не с руки мужчине. Исключения, конечно, есть. Однако большинство франчайзеров все же придерживается негласного правила при выборе партнера для бизнеса — франчайзи должен соответствовать проекту. Резюме, портфолио и собеседование с начинающим франчайзи могут повлиять на принятие решения.

✅ Например, опыт франчайзинга показывает, что люди, не имеющие ни малейшего представления о предпринимательстве, менее успешны в реализации проектов. Причем важен не только опыт, но и наличие образования. Обращайте внимание на профессиональный и опыт работы в целом, готовность быстро обучаться и перенимать технологии, гибкость и умение работать с командой.

Да, финансовые риски остаются на стороне франчайзи, а вот репутационные ударят по франчайзеру. Не ведитесь на энтузиазм потенциального партнера: начальный запал иссякнет, а текущие дела останутся. Выбирать франчайзи стоит надолго. Ведь нет худшей рекламы для проекта, чем франчайзи-однодневки. Такие незадачливые партнеры способны отпугнуть потенциально успешных франчайзи. Да и для клиентов постоянные открытия и закрытия проектов будут дурным знаком.

👌 Команда решает все

Заниматься франчайзингом невозможно в одиночку. Если малым бизнесом можно управлять единолично, то потенциальной сети нужна команда. Наймите сотрудников, которые будут консультировать франчайзи на всех этапах становления бизнеса, отслеживать происходящее, собирать отчеты и указывать на ошибки партнеров. Без команды франчайзингового отдела браться за расширение бизнеса не имеет смысла.

Команда

🎓 Юридическая защита франшизы

Не пренебрегайте услугами юриста. Лучше перестраховаться на момент подписания договора и решить проблему превентивно, чем довести недопонимание до судебных разбирательств.

Судебная практика в нашей стране по франшизам крайне неоднородна. Единственный способ защититься от противоречивых решений судов — тщательное ведение документации.

Коммерческая тайна, IT-безопасность, уровни доступа сотрудников к информации — вот те вопросы, которые необходимо решить до запуска франшизы. Худшее развитие событий для франчайзера: увод его схемы бизнеса и открытие аналогичного проекта под новым именем, кражи клиентской базы и другой внутренней информации.

📝 Стандартизирование бизнеса

Без стандартов тиражировать сложно. Это простое правило относится и к франчайзингу. До запуска франшизы стандартизируйте все бизнес-процессы, регламенты, инструкции и руководства. Единая маркетинговая политика компании, стандарты работы и общепринятые требования облегчат жизнь партнерам. Без автоматизации процессов говорить о франшизе будет сложно.

💼 Заключение

При этом франшиза — не результат клонирования. Российский рынок развит неравномерно и не исключено, что запущенный в разных регионах один и тот же проект будет вести себя по-разному. Например, от региона к региону существенно разнится стоимость аренды и средняя заработная плата персоналу. Имеет специфику и целевая аудитория в разных регионах. Такие расхождение нужно прогнозировать, принимать в расчет и подстраиваться под новые условия.

Средняя оценка: 4.6

Оценили: 8

Насколько полезен и интересен пост