Россия Наши офисы есть во всех крупных деловых регионах России, обращайтесь!
8 (800) 555-78-62
добавить бизнес Личный кабинет
12

🐾 Как проверить франшизу?

Смольников Борис Эксперт франчайзинга
05.06.2019 4 минуты чтения

Высокий спрос на франчайзинг и отсутствие надлежащего государственного контроля привели к тому, что лишь половина франшиз, представленных на российском рынке, жизнеспособны. Остальные 50% – это «пустышки», при покупке которых предприниматель получает стопку глянцевых бумажек и несбыточные обещания продавца. Данная статистика – не повод отказаться от присоединения к проверенному проекту, чтобы начать собственный бизнес. Чтобы выбрать действительно стоящий продукт из сотен предложений, нужен предварительный анализ и проверка.

Шаг 1. Вопросы с франчайзеру

Вы определились с направлением деятельности и бюджетом, нашли несколько франшиз, описание которых соответствует вашим ожиданиям. Самое время отправиться на встречу с потенциальными франчайзерами, чтобы провести предварительную проверку.

Задайте продавцу неудобные вопросы:

  • Когда компания была зарегистрирована, сколько лет бренду
  • Кто ее учредители, были ли у них другие бизнесы ранее, оказались ли они успешными
  • Сколько франчайзи у сети, есть ли среди них предприниматели, владеющие 2 или более торговыми точками под одним брендом
  • Сколько торговых точек открылось за последние 3 года
  • Сколько предприятий сети закрылось и по каким причинам
  • Отзывал ли правообладатель франшизу у торговых точек и по каким основаниям
  • Были ли предприниматели, купившие франшизу, но не открывшие торговую точку
  • Каков размер паушального взноса и роялти
  • Как оказывается поддержка франчайзи (круглосуточно или в рабочее время)
  • Предоставляется ли франчайзи финансовая поддержка

Запишите ответы, данные франчайзером, для дальнейшей проверки. Уже на этом этапе есть причины, чтобы сразу отказаться от предложения. Если возраст компании составляет менее 3-х лет, ее проект нельзя считать состоявшимся и проверенным. Покупка такого бренда – вложение в «кота в мешке».

Если за последние 3 года наблюдается отрицательный или нулевой рост сети, франшиза не заслуживает внимания. Проект лицо выработал свой ресурс тиражирования, либо оказался убыточным.

🔔 «Тревожный звоночек» – отказ франчайзера от разговора с потенциальным покупателем, попытки избежать неудобных вопросов, грубость со стороны менеджера. Помните: авторы успешных проектов не стесняются говорить о себе, и знают, что ответить въедливому франчайзи. Они понимают: покупатель рискует собственными деньгами и временем.

Еще один метод предварительного анализа – «проверка боем». Посетите торговую точку выбранной сети. Например, зайдите в кафе или в салон красоты, оцените, нравится ли вам сервис и ассортимент блюд (услуг), есть ли другие клиенты в зале.

Шаг 2. Проверка полученной информации

Чтобы ее провести, уточните у потенциального франчайзера:

  • номер товарного знака
  • адреса групп в социальных сетях
  • адрес сайта
  • ИНН и название юридического лица, через которое работает бренд

Когда исходные данные получены, приступаем к проверке. Первый шаг – информация об организации в ЕГРЮЛ. Чтобы ее получить, заходим на сайт, вводим ИНН компании, получаем pdf-файл с подробными сведениями.

ЕГРЮЛ

Смотрим на три пункта:

  • дата регистрации компании (помним, что фирмы с опытом менее 3-х лет не заслуживают внимания)
  • ФИО генерального директора
  • ФИО учредителей

Второй шаг – проверка первых лиц компании. Заходим на официальный сайт ФССП, узнаем, нет ли у учредителей и директора непогашенных долгов, отрытых судебных производств.

Третий шаг проверки – получение информации об аффилированных структурах. Например, на сайте Зачестныйбизнес вводим ФИО управленца и учредителей и смотрим, в каких юридических лицах они занимали (занимают) руководящие должности, являются совладельцами. По каждой компании на сайте дается информация: в каких судебных делах она участвует, не находится ли на стадии ликвидации или банкротства.

🔔 «Тревожные звоночки» по результатам документальной проверки – молодой возраст франчайзера, участие его руководителей и собственников в сомнительных бизнес-проектах: юридических лицах, признанных несостоятельными, фигурирующих в судебных процессах по факту мошенничества.

Способ дополнительной проверки – оценка возраста сайта. Чтобы ее провести, заходим на Whois-сервисы вводим доменное имя, получаем бесплатный отчет с информацией о дате регистрации. Слишком молодой ресурс – повод для подозрений: возможно, фирма лишь недавно начала работу по новому направлению.

Посетите группы франчайзера в социальных сетях. У качественного бизнес-проекта в пабликах большое количество подписчиков, имеется полезная, постоянно обновляемая информация. Стена, состоящая из слащавых отзывов «клиентов» и минимума данных о компании, – повод задуматься.

Шаг 3. Проверка товарного знака в Роспатенте

Согласно положениям главы 54 ГК РФ, продавать франшизу могут только те компании, которые зарегистрировали права на товарный знак. Без этого условия любой договор, заключенный с франчайзером, будет юридически ничтожным.

Чтобы начать проверку, узнаем номер товарного знака. Самый простой способ сделать это – спросить у продавца франшизы. Это не коммерческая тайна, поэтому нежелание отвечать на вопрос – первый признак мошенничества. Второй метод получения информации – специальные сервисы поиска по названию.

Далее заходим в открытые реестры ФИПС, проваливаемся в раздел «Реестр товарных знаков» и по номеру находим тот, который вас интересует. Открывается карточка с информацией о правообладателе и франчайзи, с которыми франчайзер уже заключил и зарегистрировал договоры коммерческой концессии.

ФИПС

Шаг 4. Разговор «по душам» с другими франчайзи

Уточните адреса и контакты франчайзи у продавца франшизы или получите сведения о них из открытых реестров ФИПС. Свяжитесь с ними по телефону, а лучше лично посетите офис нескольких компаний.

Задайте вопросы про:

  • оправдавшиеся ожидания
  • уровень реальной поддержки (информационной и финансовой)
  • регулярность поставок
  • реальные сроки окупаемости
  • планы по дальнейшему сотрудничеству с брендом

Если разговор получится доверительным, спросите у конкурента, купил ли бы он франшизу еще раз, зная наперед о дальнейшей работе под ее «крылом».

Чтобы провести полноценную проверку франшизы, пользуйтесь достоверными источниками информации и независимым мнением третьих лиц (реальных франчайзи). Не ориентируйтесь на хвалебные отзывы в сети (большинство из них куплено) и рекламные обещания франчайзера. Будьте придирчивы и внимательны, тогда у вас получится выбрать среди многих предложений стоящее.

Средняя оценка: 4.9

Оценили: 13

Насколько полезен и интересен пост