Россия Наши офисы есть во всех крупных деловых регионах России, обращайтесь!
8 (800) 555-78-62
добавить бизнес Личный кабинет
14

⭐ Порядок регистрации товарного знака

Смольников Борис Эксперт франчайзинга
31.05.2019 4 минуты чтения

Регистрация товарного знака – необходимое условие защиты фирменного обозначения компании, по которому ее узнают покупатели. Если предприниматель планирует впоследствии тиражировать готовый бизнес, продавая франшизы, ему необходимо пройти этот предварительный шаг, в противном случае его договоры с франчайзи буду недействительными. Процедура занимает длительный срок – до 1,5 лет, требует тщательной подготовки и денежных затрат.

❓ Зачем нужна регистрация?

Согласно положениям ст. 1477 ГК РФ, товарный знак – это средство индивидуализации продукции компаний и ИП. Его используют для следующих целей:

  • нанесение на упаковку, этикетки товаров
  • указание в коммерческой документации фирмы
  • включение в коммерческие предложения организации
  • размещение на официальном сайте компании в интернете и на других ресурсах
📜 Согласно ст. 1480 ГК РФ, владельцы вправе зарегистрировать права собственности за товарный знак в профильном ведомстве – Роспатенте.

Российское законодательство не запрещает предпринимателям работать без регистрации товарного знака. Однако это означает потенциальные риски для бизнесмена: нарушить чужое авторское право или самому оказаться мишенью для мошеннических действий («плагиата» со стороны конкурентов). С момента официального оформления собственности фирма получает возможность отстаивать свои интересы в суде и тиражировать успешный проект, продавая франшизы.

💼 Самостоятельная регистрация товарного знака в 2019 году

Правила подачи документов для регистрации и требования к их форме и содержанию регламентированы Приказом Минэкономразвития РФ №482 от 20.07.15 г. Из них следует, что для прохождения процедуры предприниматель обращается в территориальное подразделение Роспатента.

В роли заявителя могут выступать следующие группы лиц:

  • организации
  • ИП
  • их законные представители – патентные поверенные
👍 Если документы подает не фирма, а ее поверенный, на них все равно проставляется подпись заявителя.

Процедура регистрации включает три шага:

  • Подготовка документов и их передача в Роспатент
  • Ожидание результатов экспертиз и получение решения
  • Оформление свидетельства на товарный знак

Перечисленным шагам предшествует еще один этап – подготовительный. Это не обязательный, но желательный элемент процедуры – патентный поиск. Это проверка товарного знака на уникальность и оценка рисков, связанных с регистрацией. Как правило, предприниматели не проводят эту работу самостоятельно, а обращаются в платные бюро и (или) к юристам.

Когда фирменное обозначение зарегистрируют, компании предоставляют официальное подтверждение – свидетельство государственного образца с номером заявки, датой ее принятия, подписью уполномоченного лица Роспатента. Чтобы донести до деловых партнеров и конкурентов информацию о том, что право собственности оформлено, к обозначению бренда добавляют букву «R», обведенную в круг, или используют маркировку «TM».

📝 Какие документы потребуются для процедуры регистрации товарного знака?

Чтобы инициировать процедуру, организации потребуются следующие документы:

  • заполненное заявление с подписью руководителя компании;
  • обозначение, подлежащее регистрации
  • его подробное словесное описание
  • перечень товаров или услуг, в отношении которых организуется регистрация, сгруппированных по классам Международной классификации (МКТУ)
  • согласие заявителя на обработку персональных данных
  • документы, подтверждающие информацию, включенную в товарный знак (например, дату начала деятельности фирмы, факт присвоения ей государственных наград и т.д.)
  • согласие автора логотипа на использование его продукта или акцепт юридического лица, зарегистрировавшего товарный знак ранее (если необходимо)
  • согласие собственников компании на проведение регистрационных процедур
  • иные документы-подтверждения, необходимые в конкретном случае

Готовый пакет документов передается в Роспатент руководителем компании при личном обращении в ведомство или через доверенное лицо, направляется по почте заказным письмом или по факсу (с дальнейшим предоставлением оригиналов), через официальный сайт инстанции или портал Госуслуг.

📆 Сроки прохождения регистрационных процедур

Согласно нормам административного регламента, которым руководствуется Роспатент, максимальный срок регистрации составляет 18 месяцев и 2 недели со дня получения заявки. При наличии объективных оснований он может быть продлен.

Этот период разделяется на 4 этапа работы:

⚫ Формальная экспертиза

Это проверка полноты пакета документов и их соответствия формальным требованиям к структуре и содержанию (ст. 1498 ГК РФ). Процедура длится 1 месяц с момента получения заявки от юридического лица.

⚫ Экспертиза по существу

Поиск схожих обозначений, проверка фирменного изображения на соответствие положениям законодательства, определение его охраноспособности, возможности идентификации. Максимальный срок проверки составляет 12 месяцев. Если обнаружатся тождественные продукты или нарушения действующих нормативных актов, фирме могут отказать.

⚫ Регистрация товарного знака

Этот этап стартует в случае, если экспертиза по существу дала положительный результат. Заявителя уведомляют о принятом решении и оставляют ему 2 месяца на уплату государственной пошлины. Когда деньги поступают на счет Роспатента, начинается регистрационная процедура, которая длится до 1 месяца.

⚫ Подготовка свидетельства на товарный знак

Это завершающий этап процедуры, который длится 1 месяц с момента завершения госрегистрации. В результате предприниматель получает официальное свидетельство, которое будет предъявлять клиентам, партнерам или судебным органам при необходимости.

💵 Сколько стоит госрегистрация?

Компании, инициировавшей регистрационный процесс, предстоит уплатить четыре государственных пошлины:

  • За формальную экспертизу. Размер пошлины составляет 3,5 тыс. рублей. За каждый дополнительный класс МКТУ после 5-го доплачивается 1 тыс. руб.
  • За экспертизу по существу. Базовая величина пошлины установлена как 11,5 тыс. руб., доплата за классы МКТУ – 2,5 тыс. руб.
  • За госрегистрацию знака. Базовый платеж – 16 тыс. руб., доплата за каждый класс – 1 тыс. руб.
  • За выдачу свидетельства. Пошлина определяется в твердой сумме 2 тыс. руб. Без ее перечисления предпринимателю не предоставят свидетельство на бумажном носителе.

Совокупные траты предпринимателя на госрегистрацию составят более 33 тыс. руб. К этой сумме прибавляется стоимость услуг патентного поверенного, юриста, экспертных бюро и других лиц, привлекаемых к процессу. Размер пошлин уменьшается на 30%, если заявка подается в электронном виде через портал Госуслуг.

Регистрация товарного знака – это сложная, длительная и дорогостоящая, но необходимая процедура. Предприниматель, прошедший все ее шаги, получает правовую защиту для своего бренда и логотипа. Это значит, что он сможет отстаивать свои интересы в суде и тиражировать бизнес путем продажи франшиз.

Средняя оценка: 4.8

Оценили: 7

Насколько полезен и интересен пост