Россия
Оставить заявку

Почему продавать бизнес самостоятельно - не самая хорошая идея

09.11.2023 4009 просмотров 4 минуты 5 / 2 оценки
Категория: Для продавцов
Автор статьи:
Дарья Петрова
Копирайтер
Экспертное мнение:
Максим Новицкий
Основатель компании «Альтера Инвест»

Эта статья — не реклама Альтера Инвест или меня лично. Из нее вы узнаете, почему выгодно использовать посредника при продаже готового бизнеса. Мы расскажем об основных ошибках самостоятельного проведения сделки и преимуществах привлечения профессионалов.

В чем сложность продажи готового бизнеса

Продажа бизнеса — сложная и многогранная сделка, которая включает в себя разные аспекты. Готовый бизнес — это не монопродукт, обладающий четкими техническими характеристиками и состоящий из одного компонента.

Покупка бизнеса включает в себя передачу юридического лица, основных, нематериальных активов, перевод товарно-материальных ценностей, персонала и много других деталей.
Чем сложна покупка готового бизнеса

Когда можно самостоятельно продавать бизнес

Когда вы задумались о продаже своего дела, задайте вопрос: «Сколько бизнесов я продал за свою жизнь? Хватит ли моего опыта для безопасной продажи бизнеса? Смогу ли я продать его по максимальной цене?». Если все ответы положительные, то предлагаю задать следующий вопрос: «Есть ли у меня покупатели? А если нет, знаю ли я, где их найти?».

Если и здесь ответ положительный, значит вы попадаете в 1-2% продавцов на рынке. Вам не обязательно пользоваться дополнительной помощью со стороны.
Как продать бизнес самостоятельно

В противном случае нужно обращаться к профессионалам. Иногда вам понадобится даже не посредник, а просто психологическая помощь. Иногда — человек, способный без эмоций и привязанности провести переговорный процесс.

Опасности самостоятельно продажи бизнеса

Мы не будем рассматривать случаи, когда при продаже бизнеса собственник оставался без персонала, потому что их переманивал покупатель; как продавцу повышали аренду или выгоняли из помещения. Как покупатели переписывали нематериальные активы без оплаты; как арендодатели, словно рейдеры, пытались забрать себе долю от бизнеса. Как забирали клиентскую базу, копировали все процессы и секреты бизнеса. Как человек переписывал весь бизнес, так и не получив за него ни копейки.

Риски готового бизнеса

Наверно, я могу написать целую книгу с описанием таких ситуаций. Но не хочу, ведь даже профессионалов не могут гарантировать полную безопасность. Они могут свести вероятность таких ситуаций к минимуму. Сосредоточим внимание на положительных моментах.

Плюсы профессионального сопровождения продажи бизнеса

В любом деле у профессионала больше шансов на успех, чем у дилетанта. Этому есть четкое объяснение: у профессионалов есть неоспоримое преимущество — специальные инструменты. Разберем, в чем преимущества профессионалов по продаже бизнеса.

Зачем обращаться к бизнес-брокерам

  • Опыт успешных сделок, измеряющийся сотнями. Он позволяет выработать правила и законы. Для повторения опыта всегда требуется меньше сил и времени.
  • Опыт неуспешных сделок, измеряющиеся тысячами. Знание, что может привести к развороту/срыву сделки, важнее любой другой информации. Если на минном поле вы точно знаете, куда нельзя наступать, вероятность перейти поле возрастает в разы.
  • Отсутствие эмоций и привязанности к бизнесу. Это помогает сохранять хладнокровный ум при важных переговорах. Я часто видел, как собственники, опьяненные предложенными деньгами, забывали даже о банальной технике безопасности при таких сделках.
  • Опыт профессионалов из разных сфер. Обычно профессионал не действует один при сделках. Правильный бизнес-брокер — это команда экономистов, юристов, налоговых консультантов, маркетологов и других специалистов. Сила команды заключается в том, что каждый занимается своим делом.
  • База покупателей, наработанная годами. Это позволяет продавать быстро и привлекать максимально заинтересованных инвесторов. Начиная искать покупателя через открытые источники, вы не используете возможность предложить его покупателям, которые находятся в пассивном поиске. Примерная пропорция активных и пассивных покупателей — 20 на 80.
  • Инструменты привлечения: интернет-реклама с широким охватом, команда маркетологов, колл-центр, партнерские сети, базы других брокеров, инвест-фонды, инвест-клубы и т.д.
  • Экономия вашего времени на поиск, переговоры, переоформление. Вы не тратите своё время и не несете альтернативных издержек. Занимаетесь только тем, чем должны — своим бизнесом.
  • Профессиональное представительство ваших интересов. Это всегда смотрится выгоднее. Статус продавца бизнеса, который самостоятельно продает свой бизнес не вызывает доверия. Любой успешный предприниматель всегда знает себе цену и не будет тратить время и силы на пустой поиск и первичные переговоры.

Кто такие бизнес-брокеры

В чем минусы привлечения брокеров к продаже бизнеса

При работе с профессионалами есть один минус — комиссия. Однако его считают минусом те, кто не работает с профессионалами. Обычно привлекая специалистов в любой сфере, вы покупаете бОльшую ценность за меньшие деньги. Важно сосредоточить внимание на правильный подбор и дальнейшую работу с профессионалами.

Вы же не пытаетесь стричь или лечить себя сами? Поэтому и не пытайтесь продавать себя сами. Даже если это получится, знайте: специалисты сделают это более профессионально и безопасно.

Занимайтесь бизнесом, а не его продажей. Продажей займутся профессионалы.

Удачи в продаже бизнеса!

Вам может быть интересно
Насколько полезен и интересен пост?
Ваша оценка:
Оценили: 2
Средняя оценка: 5
Оставить жалобу