Одна из задач предпринимателя — найти подходящее направление в бизнесе. Современный рынок постоянно меняется, сложно предсказать, что принесёт прибыль завтра, а что окажется нерентабельным.
Какую нишу выбрать для бизнеса и как это сделать правильно, чтобы получать стабильный доход? Ведь любая отрасль перенасыщена предложениями. Но высокая конкуренция не повод отказываться от идеи. Чтобы разработать перспективный проект, нужно знать основные критерии и этапы выбора направления деятельности.
В первую очередь стоит чётко определить, что такое ниша, чтобы не путать её с категорией и подкатегорией.
Категория или сегмент — это объёмная часть рынка определённой отрасли. А ниша — узкая сфера деятельности в сегменте, деятельность которой направлена на производство или реализацию какого-то вида товара.
Для примера можно взять строительство. Это отдельная большая категория со своими подкатегориями: возведение жилых домов или коммерческой недвижимости, ремонтные работы, услуги по проектированию и т. д. Подкатегории уже делятся на ниши: установка окон, ландшафтный дизайн, кровельные работы и прочее.
Существуют определённые этапы, как выбрать нишу для бизнеса. Сначала проанализируйте виды деятельности, которые существуют в вашем регионе. Обратите внимание, в каком количестве они представлены. Это поможет определить:
какие ниши заняты, какие свободны;
насколько они удовлетворяют потребности аудитории;
какую стратегию используют ваши потенциальные конкуренты и как они позиционируют себя на рынке.
Следующий этап — подумайте, чем бы вы хотели заниматься. При этом нужно учитывать собственные ресурсы: опыт, образование, финансы, связи. Определите несколько перспективных направлений. Опираясь на анализ конкурентов и личные возможности, отсейте неподходящие варианты.
Продумайте, на чём будет базироваться проект:
что уникального вы сможете предложить покупателям;
какие ваши основные преимущества перед конкурентами.
нужна ли лицензия для выбранного вида деятельности;
какие законодательные изменения готовятся, и как они могут повлиять на будущее компании.
Проверьте выбранные варианты по нескольким критериям:
насколько вам понятна технология ведения бизнеса;
цикл сделки — насколько быстро можно реализовать товары или услуги;
ежемесячная и годовая доходность;
потребительский спрос;
перспективы развития.
Чтобы понять, как правильно выбрать нишу для бизнеса, необходимо детально проработать каждый этап.
Первоначально нужно собрать информацию, какие виды бизнеса представлены в вашем городе или регионе. Это можно сделать на основе:
личного опыта как потребителя;
поисковых запросов, ограничив выдачу определённым регионом;
информации из бизнес-каталогов.
Полученные сведения лучше собрать в сводную таблицу. Это поможет наглядно оценить отрасли вашего региона и понять, какую нишу выбрать для бизнеса с нуля.
Если вы планируете открывать интернет-магазин или инфобизнес, для которых географическая привязка неважна, нужно изучить аналитику поисковых запросов Яндекс и Google. Частота поиска товаров или услуг покажет, что действительно интересует пользователей.
Учтите, что нужно использовать статистику коммерческих запросов. Информационные ключевики для этого не подходят. Коммерческие запросы — это всё, что связано с продажами, поэтому часто будут встречаться слова «купить, покупка, недорого». Информационные запросы — это то, что вводят люди, пытаясь найти информацию. Они часто сопровождаются словами «что такое, какие лучше, где, как» и т. д.
Такой сбор аналитических данных также позволит получить представление о целевой аудитории: её возраст, интересы, особенности.
В истории было множество примеров, когда обычные люди основали крупные корпорации благодаря тому, что превратили хобби в прибыльное дело. Такой успех объясняется не только удачей, но ещё и отличным знанием направления. Если вы в чём-то хорошо разбираетесь, то сможете увлечь этим и других.
Поэтому задумываясь, как выбрать нишу для бизнеса, прислушайтесь к себе, чем бы вы хотели заниматься и какие у вас есть возможности для этого. Чтобы чётко сформулировать внутренние желания, ответьте себе на такие вопросы:
Какими навыками и способностями я обладаю? Есть что-то, в чём я лучше остальных?
Что мне нравится делать? Нужны ли мне дополнительные знания или я уже хорошо подкован в интересующем меня направлении?
Как можно монетизировать хобби или способности, которые сейчас ничего не приносят, кроме личного удовольствия?
При этом не стоит забывать, что для монетизации талантов всё равно потребуются стартовые вложения. Это не только деньги, которые нужны, чтобы закупить материалы или арендовать офис. Для запуска собственного предприятия потребуется ещё и время, опыт, полезные связи.
К выбору конкретной ниши можно переходить только после того, как вы взвесите свои желания и возможности.
Только 5% начинающих предпринимателей чётко понимают, в какой сфере будут работать. Поэтому давая рекомендации, какую нишу выбрать для бизнеса с нуля, опытные бизнесмены советуют составить перечень наиболее интересных для себя вариантов, включив в него не больше десятка направлений.
При этом идеи должны быть реальными и перспективными, соответствовать финансовым возможностям, быть интересными для аудитории. Желательно, чтобы каждый из потенциальных проектов в будущем можно было масштабировать. Но как бы ни хотелось реализовать всё сразу, необходимо выбрать один оптимальный вариант для выхода на рынок.
Чтобы определить, как правильно выбрать нишу для бизнеса, составьте таблицу возможных вариантов. В неё внесите выбранные направления деятельности, а также:
количество действующих компаний в этой нише;
спрос на услуги и товары (высокий или низкий);
целевую аудиторию (мужчины, женщины, дети).
При этом желательно ещё обозначить, какие затраты потребуются для каждого из вариантов. Например, чтобы запустить онлайн-сервис, необязательно снимать офис. Но для офлайн-торговли необходимо будет арендовать магазин, зал или киоск.
Контрольная проверка перспективности каждой идеи поможет отсеять ненужное. Чтобы понять, какой из оставшихся вариантов действительно может принести успех, оцените го по пунктам:
Насколько вы понимаете технологию ведения бизнеса и владеете ресурсами для его реализации.
Рентабельность, ежемесячные затраты и доходы.
Срок окупаемости вложенных средств и цикл непосредственной сделки.
Какие перспективы развития у вашего предприятия, можно ли его расширить и масштабировать.
Ответы на эти вопросы помогут принять правильное решение перед тем, как окончательно выбрать нишу для бизнеса. Кроме того, анализируя направления более детально, вы сможете предусмотреть возможные трудности и продумать пути их решения.
Следующий шаг — оценка потенциальных конкурентов. Этот пункт можно пропустить только если вы решили предложить покупателям что-то принципиально новое. Но в этом случае будет тяжело заинтересовать аудиторию — она ещё ничего не знает о новом продукте.
Чтобы оценить спрос, необходимо обозначить основных конкурентов в нише. Что нужно о них знать:
как давно компания на рынке;
есть ли у неё филиалы или подразделения;
какой категории товары или услуги она предлагает (премиум/стандарт/бюджет);
что конкретно входит в ассортимент товаров или услуг и т. д.
Проанализировав конкурентов, узнав их слабые и сильные стороны, вы поймёте, чем можно привлечь потребителей и какие условия сотрудничества предложить будущим клиентам. Заранее продумайте, чем ваше предложение будет отличаться от того, что уже есть на рынке.
Кроме того, учтите и другие промахи соперников. Найдите более удачное расположение для торговой точки или офиса, запустите нестандартную рекламную кампанию или попробуйте привлечь клиентов уровнем обслуживания. Перед тем как выбрать нишу для бизнеса в 2022 году, стоит оценить, сможете ли вы работать в условиях карантинных ограничений.
Понять, насколько выгодным будет проект, можно ещё до его открытия, начав тестовую рекламную кампанию в соцсетях, на досках объявления или специализированных платформах в интернете. Количество откликов и живых звонков покажут реальную заинтересованность потребителя в ваших услугах.
Запустите пробные продажи продукта, например, через социальные сети или специализированные платформы. Если спрос будет стабильным, можно будет запустить предприятие.
Даже перспективная идея может прогореть, если на начальных этапах допустить грубые ошибки. Так может случиться, если не будет:
опыта и знаний в выбранной области;
бизнес-плана с подробными расчётами;
анализа конкурентов и целевой аудитории;
тестирования спроса на услуги или товары.
Если вы сомневаетесь, что сможете с нуля открыть преуспевающее предприятие, задумайтесь о покупке готового бизнеса. У работающей фирмы уже есть налаженные связи с контрагентами, укомплектованные штат работников и сложившая репутация в деловых кругах.
В этом году многие предприятия переходят на удалённый формат работы. Поэтому инструкция актуальна и для тех, кто хочет понять, как выбрать нишу для бизнеса в интернете.
По итогам текущего года можно сказать, что останутся востребованными:
продажа «умных» гаджетов;
курьерские службы, включая доставку еды;
образовательные курсы и программы;
производство и продажа органической продукции (продуктов, косметики, товаров для дома);
строительные работы;
продажа товаров для животных.
Учтите, что чем больше личная вовлечённость в работу предприятия, тем выше шансы на успех. Поэтому выбирать нужно только такое направление, которое интересно вам не только для заработка, но и в качестве возможности реализовать себя.