Как бизнес-идея, обмен валют — выгодный проект, приносящий владельцу стабильную прибыль. Но ключ к успеху не столько в наличии денежной массы для обменных операций и желании этим заниматься, сколько в грамотной проработке бизнес-плана и в глубокой оценке рыночных аспектов. Времена менял у вокзала канули вместе с 90-ми. Сегодняшние требования к организации валютных операций способны поставить в тупик непосвященных граждан. Как открыть обменник и не наломать дров на старте? Рассмотрим все детали валютной деятельности в современной России и рекомендации специалистов для начинающих бизнесменов.
Чтобы открыть обменник, мало иметь оборотный капитал и идею. Нужно предусмотреть множество факторов и моментов, проанализировать местный рынок, заложить все возможные расходы и приобрести необходимое оборудование, а также зарегистрировать бизнес в соответствии с законодательством.
Как открыть бизнес на обмене валют — с чего начинать:
Оценка состояния сферы услуг по валютообмену в населенном пункте. Ключевые параметры — уровень спроса, объем предложения, конкуренция и специфика местного рынка.
Оформление деятельности и документов на ее ведение.
Выбор оптимального помещения. Оно должно располагаться в многолюдном месте с хорошей проходимостью. От местоположения обменника зависит его специализация — в оживленных торговых центрах, бизнес-районах и развлекательных заведениях чаще меняют иностранную валюту на рубли, а в спальных районах и жилых массивах наоборот.
Расчет необходимого оборудования и оснащения. Минимум — это компьютер с соответствующим ПО и выходом в интернет, счетчик купюр, прибор для определения подлинности банкнот, оснащение кабины кассира. Также необходимы система видеонаблюдения за пунктом, охранная и противопожарная система сигнализации.
Организация контроля. Контроль должен осуществляться за работой кассира, за охраной и противопожарными мерами безопасности, за соответствием операций нормам законодательства и банковскому регламенту, а также за своевременной подачей отчетности и уплатой налогов.
Подсчет расходов. В них входит оборотный фонд, затраты на аренду помещения и приобретение оборудования, комиссионные выплаты, заработная плата, оплата охранных услуг, коммунальные платежи и налоги.
Для организаций существует возможность открыть онлайн-обменник криптовалют, но этот процесс не до конца регламентирован российским законодательством, поэтому может принести множество юридических проблем.
Чтобы легально открыть обмен валюты, предпринимателю необходимо соблюсти ряд процедур, связанных с оформлением бизнеса и документацией. Дело в том, что заниматься валютно-обменными операциями может только кредитная организация. Поэтому для начала работы необходим договор с банковским учреждением, которое предоставит лицензию на право участия в финансовом рынке и выполнение обменных операций с наличной валютой.
Большинство банков подписывают такой договор с юридическими лицами. Поэтому начинать следует с оформления бизнеса как организации. Самый простой вариант — создание ООО, которое требует меньше бюрократических проблем. Мелкие банки могут подписать такой договор и с ИП при наличии у последнего профильного опыта в качестве банковского менеджера.
После подписания договора бизнесмен принимает на себя многочисленные обязательства, в частности:
решение вопросов с помещением, закупкой оборудования и подбором персонала;
ведение отчетности перед налоговыми органами;
соблюдение инструкций ЦБ РФ, предусмотренных для валютообменных операций;
осуществление контроля за деятельностью обменника и выполнением стандартных требований безопасности;
отчетность перед контролирующими органами;
выплата комиссионного вознаграждения банку в соответствии с условиями договора.
Как открыть пункт обмена валют в Москве или другом крупном городе:
зарегистрировать юридическое лицо;
заключить договор с банком;
найти и оборудовать помещение, в том числе системой охраны;
получить все необходимые разрешения от контролирующих инстанций;
нанять персонал с учетом сменяемого графика (обычно 2 сотрудника на 1 пункт);
наладить контроль за работой пункта.
Важный момент — нанимать кассиров напрямую запрещено. Им необходимо оформиться в качестве работников банковского учреждения, с которым заключен договор. Ведение учета и сдачу отчетности в установленной форме лучше всего получить аутсорсинговой компании. Это позволит избежать ошибок и одновременно сэкономить на расходах.
Для того чтобы открыть пункт обмена валют, необходимы такие документы:
свидетельство о регистрации предпринимательской деятельности;
подтверждение трудоустройства в банке;
договор с банком, подтверждающий право проведения валютных операций;
список требований банковской организации к предпринимателю.
Кроме того, перед тем, как открыть обменник, необходимо собрать полный пакет документации, который всегда должен находиться на кассе и в сейфе, и предъявляться по требованию контролирующих органов. В него входят:
выписка из банковского приказа об открытии валютно-обменного пункта, в котором перечислены допустимые операции с валютой и лица, допущенные к их проведению;
копия документа об аренде или владении помещением;
копии приказов, регламентирующих размер аванса и размер кассового остатка в рублях и иностранной валюте;
удостоверение личности кассира.
На стенде в общем доступе должны быть расположены:
информация с контактными данными банка, который уполномочил открыть обменник;
сведения об актуальных курсах обмена;
перечень операций, которые проводятся кассирами;
режим работы — график, время с указанием перерывов;
выписка о комиссионном вознаграждении банку;
книга отзывов и предложений;
регламент обмена поврежденных банкнот;
сведения об ответственности за противопожарную безопасность.
Открыть пункт обмена валюты без вложений не получится. Расходы включают несколько статей затрат, которые необходимо планировать заранее. Несмотря на это, вложения очень быстро окупаются, покрывая инвестиции за 1–2 месяца. Как открыть обменник и сколько нужно вложить?
Аренда помещения. Стоимость аренды может составлять от 250 до 1 тысячи долларов, в зависимости от региона, города и выбранного местоположения.
Покупка базового оснащения. Самое простое оборудование обойдется около 4 тыс. долларов, а более дорогое — 6–6,5 тыс. долларов.
Приобретение бронированной кабины. В зависимости от производителя — от 3 до 6 тыс. долларов.
Установка систем безопасности и видеонаблюдения. Ориентировочные затраты 2–4 тыс. долларов.
Расходы на охрану. Ежемесячная оплата составляет 2–3 тыс. долларов.
Комиссия банку. В среднем около 1,5 тыс. долларов.
Зарплата кассиров. В зависимости от региона 1–2 тыс. долларов.
Оборотный капитал. Не менее 20 тыс. долларов.
Итого, чтобы открыть обменник, на старте потребуется от 32 до 45 тыс. долларов. Согласно статистическим данным, величина маржи курсов и средний оборот операций в регионах РФ приносят владельцу доход около 30–40 тыс. долларов в месяц. С поправкой на особенности местных валютных рынков, вложения окупятся уже к концу второго месяца, после чего «обменка» станет работать на прибыль.
Перед тем как открыть обменник, предпринимателю необходимо ознакомиться со специфическими проблемами и рисками, чтобы обезопасить свое дело. Основные риски связаны, естественно, с финансовыми потерями. К рискам относятся следующие пункты.
Воровство. Нечистые на руку кассиры могут присваивать себе деньги из оборотного фонда кассы.
Прием фальшивых купюр. Халатность или недостаток опыта при совершении обменной операции могут привести к попаданию в кассу поддельных банкнот.
Недобросовестность сотрудников. Речь идет об обменных операциях, совершенных мимо кассы с присвоением маржи.
Штрафы. Штраф может быть назначен за нарушение регламента обмена, за несоблюдение правил, за невыполнение требований противопожарной безопасности, за несвоевременность и ошибки отчетов, а также за другие несоответствия.
Как избежать рисков и проблем:
нанимать на работу только проверенных людей, которым доверяете;
становиться на кассу самостоятельно;
проверять опыт и квалификацию кадров, требовать знания и соблюдения регламента и правил предосторожности при работе с наличностью;
контролировать рабочий процесс при помощи видеонаблюдения и личных визитов;
следить за соблюдением требований контролирующих органов;
делегировать работу с документацией и отчетностью опытным специалистам.
Если говорить начистоту — полностью доверять можно только себе. Но избыток обязанностей и недостаточный опыт в ведении документации может привести к неприятностям. Поэтому, прежде чем подумать, как открыть обменник, нужно понять — не стоит экономить на аутсорсинге, ведь выгода валютообменного бизнеса многократно оправдывает вложения.