Сельское хозяйство в России развивается медленно и сложно. Фермерам приходится отдавать овощи, фрукты, ягоды, мясо буквально за бесценок, в то время как потребители сетуют на маленький выбор и высокие цены. А всё потому, что в стране очень мало небольших перерабатывающих заводов и фабрик.
Для предпринимателя это означает одно: несмотря на внешнюю сложность бизнес-идеи, переработка сельхозпродукции, например, выпуск консервов — очень перспективное направление. Поэтому сегодня поговорим, как в России организовать бизнес на консервах.
В первую очередь займитесь изучением рынка:
Какие конкуренты работают в регионе, что выпускают, какие технологии используют.
Какая продукция представлена в местных магазинах, супермаркетах — соотношение импорта и местных товаров.
Какая свежая продукция доступна для закупки и переработки — крупы, овощи, мясо, рыба.
Проанализировав рынок местного бизнеса на консервах, вы сможете понять, насколько сильна конкуренция и что выгоднее производить конкретно вам. Также важно выявить продукты, которые отсутствуют на рынке или поступают с дефицитом. Занявшись их выпуском, вы быстро наладите сбыт.
Выпускать можно:
консервы из овощей — консервированные салаты, детские пюре, кетчуп, соки;
консервы мясные — тушёнки, завтрак туриста, паштеты, субпродукты;
консервы рыбные — филе, рыба в масле, томате, собственном соку, с овощами.
Чтобы запустить бизнес на производстве консервированных овощей или мяса, важно найти надёжных поставщиков сырья. Лучше закупать продукты у местных фермеров — это позволит сэкономить на транспортировке.
В общих чертах процесс приготовления консервы аналогичен тому, как вы делаете заготовки овощей на зиму дома:
Подготовка сырья — продукты моют, нарезают, удаляют несъедобные части.
Подготовка рассола, специй.
Непосредственное приготовление блюда — зачастую включает термическую обработку: варку, копчение, обжарку.
Фасовка, закатывание банок.
Стерилизация.
Маркировка — производитель наклеивает этикетку, проставляет дату производства, номер партии.
Затем готовую продукцию складывают в коробки, отправляют на склад или сразу покупателям, на полки магазинов.
Существует много специального оборудования, которое помогает автоматизировать процесс консервирования. Поэтому лучше сразу узнать, каким оборудованием пользуются конкуренты, известные производители из других стран, оценить стоимость разных установок. Полностью автоматизированная лента обойдётся вам, минимум в 10 миллионов рублей. Только установка по закатке тары стоит около 2 миллионов.
Если закупать оборудование для бизнеса на консервах частями, понадобятся:
автоклавы;
оборудование для автоматической мойки тары, сырья;
парогенераторы;
транспортёрные линии;
упаковочные машины;
машины для производства крышек;
холодильники, морозильные установки.
Часть работы может выполняться вручную — например, промывка, разделка рыбы, укладка в тару.
Наметив план по запуску бизнеса на консервах, важно найти помещения под офис, цех, склады. Идеальный вариант — помещение, в котором ранее располагался подобный завод, цех.
Стандартные требования:
площадь — минимум 300 квадратных метров;
наличие систем водоснабжения, кондиционирования, отопления;
расположение рядом с городом, но не ближе, чем за 500 метров до жилых строений;
удобное расположение для заезда транспорта, включая крупногабаритные фуры.
Учтите, что помещение и оборудование должны пройти проверку СанПиНа и пожарной инспекции. Поэтому более подробно с требованиями к ним стоит заранее ознакомиться на сайтах контролирующих органов.
Составляя бизнес-план по производству консервов мясных, овощных или рыбных, обязательно пропишите позиции для персонала:
технолог;
бухгалтер;
операторы станков;
грузчики;
кладовщики;
менеджеры по закупкам;
менеджеры по сбыту;
маркетолог.
Некоторые специалисты в бизнесе на консервах могут работать удалённо или привлекаться по мере необходимости — например, специалист по ремонту станков, системный администратор.
Разобравшись, как открыть консервный завод, важно найти покупателя для готового продукта. Существует несколько направлений сбыта — можете выбрать одно или объединить несколько:
собственные точки продажи — небольшие ларьки, магазинчики внутри ТЦ;
крупные ритейлеры;
небольшие продуктовые магазины — выгодно подписывать договор с сетью таких магазинов;
рынки;
отели, рестораны, кафе.
Но передать продукт реализаторам мало — для бизнеса на консервах огромное значение имеет узнаваемость бренда. Поэтому обязательно вложите деньги в рекламу. При таком подходе окупить вложения получится за 3–4 года.
Рассчитать конкретный размер дохода сложно, поскольку он зависит от ассортимента, объёмов производства, интенсивности работы завода. Существует в бизнесе и сезонность — например, овощные консервы активнее покупают с конца осени до начала весны, тогда как в тёплое время года продукт не пользуется спросом.
В среднем чистый годовой доход бизнеса на консервах стартует с 5 миллионов рублей. Но для выхода на такие показатели новому предприятию потребуется не меньше года.
Чтобы начать зарабатывать сразу — обратитесь к брокерам «Альтера Инвест». Они помогут купить перспективный работающий бизнес.