На первый взгляд работа с переводами — простой бизнес. Но не всё так радужно: эта ниша невероятно конкурентна, поэтому новичку добиться успеха будет непросто. Мы подготовили подробный гайд для самых рискованных. Вы узнаете, как открыть бизнес на переводах, распространённые причины банкротства стартапов в нише и даже бизнес-секреты прибыльных агентств.
Ни одна страна современного мира не является изолированной. Поэтому спрос на переводчиков всегда и везде остаётся высоким, меняются лишь запросы на знание определённых языков. Например, в 2022 году одновременно с экономическим сближением с азиатскими странами вырос спрос на специалистов со знанием китайского, индийского, корейского языков.
Причём работодателям нужны специалисты не только для работы с документами, научными текстами, сопровождения делегаций. Сегодня переводчики проводят языковую адаптацию сайтов и мобильных приложений, транскрибируют видеоролики. Таким образом, бизнес в виде бюро переводов по-прежнему остаётся актуальным, просто приобретает новые направления.
В перечне услуг успешных агентств вы обязательно найдёте такие пункты:
перевод документов + нотариальное заверение, апостиль;
специализированный перевод — технический, юридический, медицинский, экономический, художественный, научный;
перевод сайтов, мобильных приложений, компьютерных программ + постоянная поддержка;
устный синхронный перевод с выездом переводчика на локацию клиента;
перевод аудио-, видеозаписей;
перевод переписок — деловой, личной.
В качестве дополнительных услуг развивайте редакторское направление, выполняйте оценку качества переводов, делайте вёрстку. Не ограничивайтесь офлайн-офисом, обязательно предоставьте клиентам возможность заказа услуг онлайн.
Переводческая деятельность не подлежит лицензированию, поэтому для начала работы достаточно зарегистрировать ИП — код ОКВЭД 74.83. Обратите внимание: если нанимаете юриста для заверения переводов, у него обязательно должна быть лицензия нотариуса.
Чтобы получить статус индивидуального предпринимателя, обратитесь в ФСН с таким перечнем документов:
заявление по форме № Р21001;
нотариально заверенная копия паспорта гражданина РФ;
квитанция об уплате госпошлины (не требуется, если заявка оформляется онлайн).
Спустя 3 рабочих дня орган выдаст лист записи ЕГРИП, подтверждающий, что вы стоите на учёте и являетесь предпринимателем. Этот документ также обязывает вас оплачивать налоги, поэтому сразу переведитесь на упрощённую систему налогообложения с уплатой 6% от валового дохода фирмы.
Вашим первым офисом может стать небольшой кабинет. В нём должны комфортно размещаться 3–6 человек. Из мебели вам потребуются столы, кресла, шкафы, вешалки; из оргтехники — ноутбуки, ксерокс, принтер, телефон.
Успех агентства во многом определяет его коллектив. Поэтому, если вы лично не владеете иностранными языками, для оценки профессионализма соискателей наймите профессионального рекрутера.
На собеседованиях просите у потенциальных работников:
диплом об окончании высшего учебного заведения по специальности «Переводчик»;
сертификаты, подтверждающие уровень владения языком;
документы о дополнительном образовании (например, для выполнения медицинских переводов потребуется наличие соответствующего диплома).
На начальном этапе развития бизнеса не торопитесь полностью укомплектовать штат агентства: гораздо выгоднее заключить договора с самозанятыми переводчиками. И лишь при стабильном потоке заказов на определённую языковую пару целесообразно переводить специалиста на полную занятость.
До запуска бюро переводов напишите бизнес-план. Именно он поможет определить рекламную стратегию, опираясь на:
уникальное торговое предложение;
перечень услуг;
чёткий прайс.
Например, вашим уникальным предложением может послужить скорость сдачи заказов или работа с редкими языками. В этом случае используйте наружную рекламу рядом с учебными заведениями, посольствами нужных стран. Обязательно договоритесь о взаиморекламе с местными нотариусами и запустите таргет в социальных сетях.
Первоначальные расходы |
Сумма, ₽ |
Оформление юрлица |
3 000–6 000 |
Аренда офиса |
20 000–50 000 |
Закупка мебели и оборудования |
443 000 |
Запуск рекламы |
15 000 |
Непредвиденные расходы |
10 000 |
Таким образом, для запуска небольшого офиса вполне реально обойтись суммой в 554 000 рублей. Если начинать деятельность онлайн, открытие агентства выйдет ещё дешевле.
Эксперты определяют рентабельность ниши в 50%. Но для выхода на такой показатель нужно выстроить грамотную маркетинговую стратегию, зарекомендовать себя среди клиентов и выйти на стабильный поток заказов.
Статья расходов |
Сумма, ₽ |
Коммунальные платежи |
5 000 |
Налоги |
5 000 |
Фонд оплаты труда |
30 000–50 000 |
Плановые расходы (канцелярия, вода) |
4 000 |
Работа с нотариусом повысить ежемесячные расходы, но и серьёзно увеличит средний чек. Поэтому планируя открыть бизнес на переводах, сразу подыщите специалиста, готового с вами сотрудничать.
Опытные игроки советуют максимум внимания уделять развитию дорогостоящих услуг. Это могут быть синхронный перевод, юридическое заверение подлинности документов, работа с иностранными заказчиками. К примеру, срочное оформление документов для консульства с апостилем обойдётся клиенту, как минимум, в 10 000 рублей.
Поэтому выйти на чистую прибыль в 50 000 рублей реально с 1–2 работниками уже в первый месяц работы. Соответственно, даже маленькая фирма с минимальным количеством заказов окупит первоначальные вложения спустя 4 месяца.
Мы предлагаем ещё один отличный вариант стать владельцем бизнеса — купите действующее бюро переводов. В нашем каталоге вы найдёте компании с положительной репутацией и актуальной клиентской базой. Так вы не только сэкономите время, но и с первых дней начнёте получать прибыль.