Открыть музей – дело долгое и кропотливое. Да и быструю прибыль затея обещает едва ли. Но это не просто музей, а необычный магазин со своей концепцией: его витрина выглядит, как самая настоящая выставка шоколада невероятных форм и размеров. Расскажем, как открыть Музей шоколада и остаться в шоколаде.
Когда-то первое открытие такого музея-магазинчика произвело фурор: случайные прохожие заглядывали в магазин, едва завидев витрины, туристы забегали за вкусными сувенирами, компании заказывали в Музее шоколада корпоративные подарки… В одном только Санкт-Петербурге такие «музеи» открыты по шести адресам! Если в вашем городе еще нет ничего подобного, то вам стоит присмотреться к этой необычной идее для бизнеса.
Первоначальные вложения в открытие составят 2 300’000 рублей. Срок окупаемости — 9 месяцев. Ежемесячная прибыль — около 256’000 рублей.
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Регистрация бизнеса | 10’000 |
Оборудование | 1 515’000 |
Расходы на рекламу | 150’000 |
Первая партия товара | 350’000 |
Непредвиденные расходы | 275’000 |
Итого | 2 300’000 |
Аренда помещения | 80’000 |
Коммунальные платежи | 20’000 |
Фонд оплаты труда | 75’000 |
Непредвиденные расходы | 10’000 |
Итого | 185’000 |
Начните свое дело с выбора юридической формы, в которой будет существовать ваш музей: ИП, ООО или некоммерческая организация. Последнее не препятствует коммерческой деятельности, зато при случае существенно повысит шансы на получение финансовой помощи от государства.
Подходящие коды ОКВЭД:
Для ИП:
Дополнительные документы для регистрации ООО:
Документы для регистрации некоммерческой организации:
Для будущего Музея шоколада выберите помещение в центре города или в другом месте большого скопления туристов. На площади около 50 кв м можно разместить все необходимое — кассу, витрины, выставочный зал, небольшой цех.
Не экономьте на внешнем и внутреннем виде и обязательно проведите ремонт под специфику музея-магазина. Помните, что слово «музей» само по себе привлекает грабителей, и поэтому заранее побеспокойтесь о системе охраны или сигнализации.
Стеклянные витрины защитят ваши экспонаты от пыли, солнечного света и рук посетителей. Зеркальные вставки сделают витрины еще эффектнее. Преимущественно выбирайте витрины с возможностью запереть их на замок.
Для музея-магазина необходимо не только общее освещение помещения, но и точечное для каждой витрины или даже объекта. Выбирайте лампы без эффекта нагрева, поскольку неправильное хранение экспонатов приведет к потери товарного вида.
Для привлечения посетителей оборудуйте в своем музее небольшой «производственный цех». Это может быть как специальная автоматизированная установка по производству шоколадных конфет, так и шоколадный фонтан. Такая интерактивная зона, где посетители смогут продегустировать только вышедший с конвейера шоколад или приготовить его сами, только подогреет аппетит к экспонатам музея.
Также подготовьте отдельную от продаваемых товаров экспозицию: фантики от шоколадных конфет разных времен, старинная посуда, исторические фотографии и видео, необычные шоколадные скульптуры и многое другое.
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Витрины | 250’000 |
Освещение | 70’000 |
Мебель | 100’000 |
Кассовый аппарат | 20’000 |
Специальное оборудование для производства шоколада | 1 075’000 |
Итого | 1 515’000 |
Тщательно изучите доступную информацию о шоколаде, его производстве и особенностях, а затем выберите поставщика. Договоритесь с несколькими фабриками о доставке продукции для расширения ассортимента, а также заранее уточните условия для разовых заказов.
На этапе становления бизнеса роль «экскурсовода» может взять на себя продавец-кассир или владелец. Один сотрудник может не только пробивать товар на кассе, но и рассказывать о нём посетителям. Но в дальнейшем при расширении Музея шоколада и при большей нагрузке следует разделять задачи между сотрудниками. Обязанности шоколатье, как и обязанности по рекламе, берет на себя собственник бизнеса.
Для проведения мастер-классов или других мероприятий в рамках Музея шоколада разово приглашайте ведущих, фотографов, аниматоров, мастеров. Такие мероприятия разнообразят деятельность вашего музея-магазина и сделают досуг посетителей ярким и незабываемым.
Музей шоколада ориентирован на посетителей разного пола и возраста. Взрослым оценят «музейную» часть и широкий ассортимент, детям придется по душе возможность самостоятельно приготовить шоколад и прочий интерактив.
Активно ведите аккаунты в социальных сетях, устраивайте конкурсы, проводите мастер-классы, дегустации и другие активности. Специфика многих «музеев» такова, что это развлечение на один раз. Вот почему важно регулярно радовать своих посетителей различными мероприятиями и акциями, чтобы поддерживать интерес к музею-магазину.
Заказывайте рекламу у блогеров по бартерной основе, рекламируйте мастер-классы в школах, сделайте предложения о корпоративных новогодних подарках фирмам и компаниям вашего города… А если все пойдет хорошо, то расширяйтесь до небольшой, но очень изысканной кофейни при Музее шоколада. Вдруг вашим следующей бизнес-идеей станет Музей кофе?