Любите садоводство и хотите превратить хобби в постоянный источник дохода? Мы подготовили инструкцию, в которой расскажем, как запустить бизнес на выращивании и продаже рассады, и какая прибыль ждёт вас в итоге.
Для городских жителей дачная жизнь — это, в первую очередь, отдых на природе, и лишь затем работа в саду. Вместе с тем горожанам хочется иметь свежие ягоды, овощи и травы со своего участка. И помочь в этом может готовая рассада, которая сэкономит время и силы тем, кто приезжает за город лишь на выходные.
Предпринимателям продажа рассады как бизнес-идея интересна минимальными вложениями и потенциально высокой прибылью. Но обратите внимание: в нише сильно выражена сезонность. Поэтому запускать бизнес на рассаде важно вовремя, а именно перед началом посадочного сезона.
Плюсы:
Небольшая конкуренция
Минимальные вложения
Потенциально высокая прибыль
Минусы:
Сезонность
Затруднённый поиск клиентов
Узкая направленность
Выращивание рассады как бизнес лицензирования, как и получения особых разрешений, не требует. Всё, что нужно стартаперу — зарегистрироваться в качестве ИП или открыть ООО.
В дальнейшем важно соблюдать трудовое законодательство и легитимизировать отношения с сотрудниками.
Бизнес на рассаде можно запустить, даже имея в своём распоряжении только балкон многоэтажки. Но если вы планируете развивать производство, лучше сразу задуматься о теплице. Её можно установить на своём участке, арендовать под неё клочок земли или оборудовать под выращивание рассады светлое помещение.
Для аренды участка или теплицы обратитесь в администрацию дачного садоводства. Если планируете выращивать рассаду в помещении, рассмотрите спальные районы города и окраины — тут стоимость аренды будет ниже.
Для примера рассмотрим запуск бизнеса на рассаде овощей в закрытой теплице, площадью 50 квадратных метров.
Статья расходов |
Стоимость, ₽ |
Установка системы климат-контроля |
500 000 |
Контейнеры для хранения семян |
20 000 |
Контейнеры для транспортировки |
50 000 |
Также вам необходимо будет закупить 15 кубических метров грунта на 300 000 рублей и семена — 100 000 рублей.
Итого на запуск бизнеса на рассаде уйдёт 970 000 рублей.
Успех бизнеса на выращивании рассады на продажу во многом зависит от качества и разнообразия вашей продукции, поэтому размышляя, с чего начать, углубитесь в изучение тематических сообществ. Тут вам расскажут о лучших сортовых семенах, назовут адреса специализированных магазинов и институтов семеноводства.
Даём подсказку: крупнейшие поставщики в Санкт-Петербурге — «Дом семян» компании «Сортсемовощ» и «Аэлита Петербург». Здесь же вы сможете приобрести и качественный грунт.
Теплицы из поликарбоната лучше заказывать разборные, чтобы регулировать их размер под свои нужны. Для выращивания некоторых видов растений потребуется установка климат-контроля. Со временем также установите автоматический полив.
Среди производителей теплиц Санкт-Петербурга лучшие отзывы получают компании «Тепличный выбор» и Завод «Теплицы Санкт-Петербурга». Эти организации предлагают оптовые закупки по сниженным ценам, а также выполняют монтаж теплиц.
Для продуктивной работы бизнеса на рассаде вам понадобится несколько сотрудников. К поиску помощников подойдите серьёзно: от качества их работы во многом будет зависеть ваш доход.
Итак, для работы в теплице вам понадобятся:
1–2 техника, которые будут следить за исправной работой климат-контроля, автополива и решать возникающие технические вопросы. Средняя заработная плата техника в Санкт-Петербурге составляет 25 000 рублей.
4 работника для ухода за саженцами. Зарплата каждого будет варьироваться в пределах 15 000 — 25 000 рублей.
Для продвижения бизнеса на выращивания рассады овощей и цветов, налаживания связей с поставщиками, поиска покупателей вам нужен хороший менеджер. Он должен не только уметь продавать и продвигать товар, но и быть заинтересован в развитии бизнеса. Поэтому помимо зарплаты (ориентировочно 50 000 рублей), разработайте для него гибкую систему премирования по результатам работы.
* Сведения по уровню заработной платы взяты с сайта hh.ru.
Величина первоначальных расходов напрямую зависит от ваших возможностей и амбиций. Так, домашний бизнес на рассаде можно начинать и без вложений, продавая рассаду, выращенную на подоконнике, на рынке и знакомым в небольших количествах.
А можно вложить от 1 000 000 рублей и открыть полноценную ферму. Именно такой вариант мы и рассматриваем в нашей статье.
Обратите внимание: все цифры можно пересчитать на ваши желаемые объёмы производства.
Статья расходов |
Затраты, ₽ |
Оформление документов |
1 000 |
Закупка оборудования |
970 000 |
Запуск рекламы |
150 000 |
Аренда помещения или теплицы |
50 000 |
Итого |
1 171 000 |
Статья расходов |
Затраты, ₽ |
Аренда помещения или теплицы |
50 000 |
Закупка семян и грунта |
50 000 |
Хозяйственные нужды |
30 000 |
Минимальный фонд заработной платы |
175 000 |
Реклама |
150 000 |
Итого: |
455 000 |
Чистая прибыль теплицы по выращиванию рассады составит более 2 млн рублей за сезон. Таким образом, вы сможете полностью окупить вложенные затраты. Но можно пойти ещё дальше: грамотно спланировать стратегию, нивелировав сезонность бизнеса на рассаде.
Сезон в нише очень короткий и длится даже в южных регионах с конца зимы и до середины лета. Поэтому ещё до запуска проекта вам стоит подумать, что делать в остальное время года. Вариантов несколько:
продолжить выращивание овощей из рассады с последующей их перепродажей;
сосредоточиться на выращивании зелени — она пользуется спросом круглый год и не требует много места для культивирования;
заняться выгонкой луковичных растений и их реализацией через цветочные магазины.
Вы также можете сосредоточиться исключительно на перепродаже рассады. Предложите достойную цену людям, занимающимся выращиванием ростков у себя дома, и сэкономьте время. Продажа рассады как бизнес не принесёт вам крупной прибыли, но позволит быстро войти в нишу и понять, есть ли смысл в обустройстве теплицы.
Начинать бизнес на рассаде цветов или овощей лучше с самой распространённой культуры в регионе. Конечно, потребители хотят разнообразия ассортимента, но экономически гораздо выгоднее производить один вид рассады. Поэтому пока теплица одна лучше сосредоточьтесь на выборе лучшего сорта и совершенствовании технологии.
Главная сложность, с которой вам предстоит столкнуться — недоверие покупателей. Фермеры не хотят потерять сезон, доверившись компании-однодневке, и готовы переплачивать за рассаду, лишь бы гарантированно получить урожай.
Поэтому о сбыте продукции позаботьтесь до того, как рассада будет готова: не ленитесь лично выезжать на встречи с потенциальными клиентами — рассказывайте, убеждайте, предлагайте самые выгодные условия. Зато когда ваш клиент получит богатый урожай, затраты на рекламу можно будет существенно снизить — бизнес на рассаде стремительно развивается и благодаря сарафанному радио.
Подходящие каналы продвижения для бизнеса на рассаде:
Удобный и понятный сайт, рекламные аккаунты в соцсетях, публикация материалов в группах по садоводству.
Листовки на досках объявлений в садоводствах, администрациях садоводств.
Участие в сезонных садово-огородных выставках.
Как показывает опыт, бизнес на рассаде может быть сверхприбыльным. А добиться успеха в нём может каждый любитель, готовый превратить хобби в постоянный источник дохода. Поэтому не медлите: изучите спрос на рассаду в вашем регионе, пишите бизнес-план и приступайте к запуску своего дела!