Запуск отельного бизнеса сейчас может показаться невыгодным — во время пандемии это сфера сильно пострадала, а для туристов всё ещё действуют различные ограничения. Однако, при грамотном подходе и ориентации на определённую целевую аудиторию можно получить успешное предприятие.
Давайте рассмотрим, как открыть гостиницу и с какими трудностями при этом можно столкнуться.
Отельный бизнес — перспективный вид предпринимательства, особенно для городов с населением свыше 1 млн человек. После запуска и настройки каналов продаж управление сводится в основном к мониторингу работы персонала, периодическому проведению закупок. При желании можно передать управление директору.
Если бизнес-идея гостиницы вас заинтересовала, обязательно учтите факторы, влияющие на успех заведения:
Сезонность. В разгар сезона прибыль повышается, но отток туристов оставляет номера пустыми. Чтобы избежать колебаний, приходится снижать цены, адаптироваться под другой класс гостей.
Инфраструктура. Удобное расположение — основное преимущество отеля. Для постояльцев важно, чтобы поблизости находились крупные магазины, бизнес-центры, учебные и развлекательные заведения.
Конкуренты. Первое, что нужно сделать, чтобы открыть гостиницу, — анализ аналогичных видов бизнеса. Необходимо оценить, какая аудитория уже охвачена, а на какую можно работать.
Учитывайте зависимость гостиничного бизнеса от экономической ситуации. При изменении курса национальной валюты и повышении коммунальных тарифов период окупаемости предприятия увеличится.
Пандемия также сократила количество постояльцев. Впрочем, некоторые заведения успешно адаптировались, предлагая номера для длительной самоизоляции.
Способ поселения гостей бывает разным. Поэтому первоочередно рекомендуем определиться с целевой аудиторией, на которую вы хотите ориентироваться. Исходя из этого выбирайте идею для будущего проекта.
Достаточно популярны несколько распространённых бизнес-идей для гостиницы:
Хостелы. Экономный вариант проживания в многоместных номерах — выбор путешественников с ограниченным бюджетом. Учтите, что хостелы предлагают разные типы размещения, включая двухместные комнаты с общим санузлом.
Мини-отели. Небольшие гостиницы предлагают номера с минимальным комфортом — кровать, стулья, вешалка для одежды, санузел с душем. В этом случае получится быстрее найти подходящее помещение — заведение может занимать один из этажей жилого дома или его часть.
Отели с системой all-inclusive. Подобный формат активно используется курортными посёлками и вполне подходит для города. Возможность кушать, отдыхать, проживать в единой локации понравится занятым людям, а также иностранным туристам.
Мотель. Придорожный формат работы, рассчитанный на водителей, желающих передохнуть. Обычно это комнаты небольшой площади для неприхотливых постояльцев.
Гестхаус. Это домики, которые служат жильём самим владельцам, предлагающим свободные комнаты гостям. Проживание дополняется домашним питанием.
Бизнес-отель. Помимо номеров, он включает пространство для проведения переговоров, организации временных офисов, ресторан.
Размышляя, как открыть мини-гостиницу, обязательно уделите внимание её концепции. Возможность получать безлимитные порции мороженого, скидки за выигрыши в квестах — всё это позволяет выделиться на фоне более крупных конкурентов и привлечь клиентов.
Одновременно учитывайте новые требования законодательства Российской Федерации. С 2021 года вводится норма, запрещающая размещение хостелов в жилых помещениях, исключая первые этажи. Поэтому, чтобы открыть гостиницу с нуля, лучше арендовать или купить всё здание.
Запуская новый проект, не следует ограничиваться размещением гостей в одной локации. Перспективы владельца отеля охватывают:
создание сети аналогичных заведений в городе или по всей стране;;
организацию продажи франшиз;
модернизацию гостиницы;
проведение мероприятий — конференций, презентаций, фестивалей.
Приобрести уже действующий бизнес выгодно. Не нужно вкладывать время и силы на его запуск и раскрутку. Заведение работает и приносит стабильный доход. Поэтому новый владелец начнёт окупать свои инвестиции в первый же месяц работы. Кроме этого, он также получает:
постоянных клиентов;
узнаваемое название;
наработанную деловую репутацию;
выгодное местоположение и готовое помещение;
налаженные бизнес-процессы;
штат персонала.
Сколько стоит открыть гостиницу? Цена проекта складывается из затрат на регистрацию предприятия, аренду помещения и его ремонт, закупку оборудования, мебели. Сюда нужно добавить получение разрешений и лицензий, вложения в рекламу и продвижение, найм персонала. Окончательная сумма будет зависеть от класса отеля, а также масштабов бизнеса.
Если идея самостоятельного запуска проекта вам нравится больше, приготовьтесь пройти несколько трудоёмких этапов:
регистрация предприятия;
получение лицензий;
аренда помещения;
перепланировка, ремонт, отделка комнат;
поиск работников.
Перед тем как открыть гостиницу, нужно составить подробный бизнес-план. Документ поможет оценить необходимые затраты и сроки окупаемости, а также привлечь финансирование из банков.
Чтобы открыть гостиницу, достаточно зарегистрировать ИП. Но такой вариант подходит только для небольшого бизнеса: гестхауса, мини-отеля, маленького хостела. Для торговли алкоголем и оказания некоторых видов услуг нужно обязательно регистрировать юридическое лицо.
Одна только регистрация не позволит начать приём постояльцев. Для полноценного запуска гостиницы потребуется собрать пакет документов, подтверждающих:
постановку на учёт в налоговой;
право собственности или аренды;
регистрацию кассового аппарата;
соответствие нормам СЭС и пожарников;
договоры с различными службами;
разрешение Роскомнадзора.
Определитесь, будете ли вы покупать или арендовать здание. Старайтесь не останавливаться на наиболее дешёвом варианте, хотя именно этот фактор частично определит, сколько будет стоить открыть гостиницу.
Учитывайте, что прибыль напрямую зависит от потока людей. Ищите размещение ближе к центру, достопримечательностям, вокзалам. Рядом со зданием должны быть удобные подъезды и парковка. Если отель находится в жилом доме, он должен отделяться от квартир нежилым этажом.
Персонал подбирайте с опытом работы или введите обучение и стажировку на месте. Именно от работников зависит, насколько чистым будет отель, как быстро будут проводиться заселения и решаться проблемы гостей.
Если вы не уверены, что хорошо справитесь с задачей, передайте её компании, которая специализируется на подборе персонала. Услуги профессионалов стоят не так дорого, зато вы получите работников, полностью соответствующих вашим ожиданиям.
Перед тем как открыть гостиницу с нуля, нужно оценить обязательные вложения. В них входит:
оплата аренды;
ремонтные работы;
установка мебели.
Кроме этого, есть ещё и ежемесячные расходы: закупка бытовой химии, услуги прачечной, зарплаты персоналу, коммунальные счета, организация завтраков и т. д.
Доходы отеля — это оплата проживания постояльцами. Чем больше номеров и выше класс гостиницы, тем лучше средний чек. Например, ежемесячная прибыль небольшого заведения в Москве начинается от 150 тыс.рублей.