На актуальные вопросы о самых востребованных и трендовых франшизах 2016 года ответил Михаил Швецов, куратор проектов франчайзинга компании «Альтера Инвест».
Из эксклюзивного интервью вы узнаете о свежих и ярких трендах этого года во франчайзинге. Кроме того, Михаил предупредил о типичных опасностях при покупке трендовых франшиз и рассказал о лучшем времени для их приобретения.
— Как развивается рынок франчайзинга в России?
— Самая главная тенденция — урегулирование рынка. Создание сильных франчайзинговых предложений и разработка правовой основы.
Надо понимать, что франчайзинговый рынок в России достаточно молодой. На ранних этапах из-за отсутствия эффективных механизмов, регламентирующих отношения франчайзера и франчайзи, на рынке появлялось множество слабых предложений. Франшизы продавали компании с плохо выстроенными бизнес-процессами. Такие франчайзеры не могли и не хотели поддерживать своих франчайзи должным образом. Сейчас все изменилось: на рынок выходит все больше сильных игроков, обеспечивающих франчайзи бизнес-моделью, которая позволяет эффективно работать и хорошо зарабатывать.
Мы сотрудничаем только с компаниями-франчайзерами, которых тщательно проверили. Наша задача — создать предложение, которое позволит франчайзи успешно развивать бизнес вне зависимости от его опыта.
— Какие франшизы считаются самыми прибыльными?
— Смотря что подразумевается под прибылью. Это может быть рентабельность — отношение прибыли к вложенным средствам. Например, вы покупаете франшизу за 500’000 ₽. Если ее прибыль будет равна 80 — 100 тысячам рублей, вложения окупятся чуть больше, чем за полгода. Это очень хороший вариант. В таком случае вам подойдет формат кофе с собой.
Прибыль в абсолютных цифрах, например, 2 млн рублей, требует гораздо больших вложений. Речь идет об инвестициях от 3 млн рублей и выше. Уровень прибыли будет зависеть от востребованности сферы бизнеса и ваших управленческих качеств. Среди наших франшиз есть предложение фитнес-клиник «BBClinic». Объем инвестиций — 3’200’000 ₽, чистая прибыль: от 1 до 3 миллионов рублей.
Самые прибыльные сферы — это те, где есть постоянные клиенты, стабильный спрос на товары или услуги и обширная целевая аудитория. Выбирая рентабельную франшизу, обращайте особое внимание на оборот ее средств.
Чтобы не ошибиться с выбором, запросите у франчайзера данные о количестве собственных и франчайзинговых представительств. Узнайте контакты партнеров и количество закрытых предприятий. также обязательно ознакомьтесь с финансовыми показателями. Все это позволит существенно снизить риски при выборе франшизы.
— Есть ли франшизы, которые всегда востребованы?
— Да, безусловно. Это франшизы в сфере общественного питания, красоты и услуг.
Салоны красоты чаще всего приобретают женщины. Спрос на услуги салонов стабилен. Это бизнес, у которого всегда есть целевой клиент. Салонный бизнес относительно прост в управлении. Здесь самое важное — понимать, как выстраиваются бизнес-процессы и как ими управлять.
В сфере общественного питания наибольшей популярностью пользуется фаст-фуд. Рентабельность обеспечат известный бренд, качество продукции и сервис. Однако нельзя назвать этот бизнес простым в управлении и продвижении.
Сфера услуг очень обширна. Я назову два наиболее востребованных направления.
Первое — образование. Сюда входят школы иностранных языков, курсы по подготовке к ЕГЭ, центры дополнительного образования и автошколы. Особой популярностью пользуются детские сады и детские развивающие центры. Это связано с демографическим ростом последних лет.
Образование — среда с высокой конкуренцией, поэтому зайти на рынок гораздо проще под эгидой известного бренда.
Второе — компании, помогающие выигрывать государственные тендеры и участвовать в госзакупках. Проанализировав предложение и проверив работу компании, мы убедились, что это действительно работающая бизнес-модель. У «GosZakazLife» в договоре прописано, что они обязуются выигрывать определенное количество госзаказов. Эта франшиза интересна еще тем, что чем больше средств вложено, тем выше будет гарантированная прибыль.
— Какие франшизы находятся в тренде?
— Можно назвать два направления — кофе с собой и вэйпинг.
Формат кофе с собой бурно развивается: его рост в год — 10%. Кофе с собой очень востребован у аудитории, это высокомаржинальный бизнес с прозрачными бизнес-процессами. Одна из лучших франшиз данного направления — «Правда кофе». Их преимущество — высокое качество продукта по адекватной цене.
Вэйп-шопы также сейчас находятся в тренде. Еще год назад никто не воспринимал этот рынок всерьез, но теперь это одно из прибыльных направлений. Мы предлагаем франшизу одной из лидирующих на рынке компаний «Vape». В этом году было открыто более 30 франшиз этой фирмы.
Франшиза кофе с собой «Правда кофе»
Это два наиболее ярких тренда. Рынок предложений еще не насыщен, поэтому можно смело покупать франшизу.
— Эти предложения подойдут для регионов?
— Безусловно. Если вы хотите приобрести трендовую франшизу для бизнеса в регионе, помните, что из Москвы и Санкт-Петербурга до регионов тренды доходят с временной оттяжкой примерно в 1-2 года. Сейчас, когда франшизы в тренде еще в столице, самое время агрессивно зайти на рынок. Это позволит избежать конкуренции на своем рынке.
— Когда лучше приобретать трендовые франшизы?
— Их надо покупать, когда модная сфера начинает бурно развиваться. Нет смысла брать франшизу на пике ее развития. Это время насыщения рынка предложением. В таких условиях создать конкурентный бизнес гораздо сложнее.
— Как понять, что та или иная сфера бизнеса на подъеме?
— Самый простой способ — консультация специалиста. Помимо этого вы можете в интернете и социальных сетях следить за тем, какие есть тенденции, чем пользователи интересуются больше всего.
Трендовый бизнес начинает развиваться, поскольку стремительно растет спрос. Из-за этого возникает множество предложений на модные услуги или товары. Затем мода начнет проходить и большая часть слабых игроков уйдет с рынка.
— Может ли недорогая франшиза стать прибыльной?
— Да, конечно. Но ее прибыль будет пропорциональна вложениям. Вероятность высокой прибыли есть, но очень маленькая. Известные франшизы с проверенными на практике механизмами работы неизбежно будут стоить дороже. Однако и уровень прибыли будет соразмерно выше.
— Если прибыль бизнеса, открытого по франшизе, достигла «потолка», как можно увеличить доход?
— Первый способ — расширение своей сети в рамках франшизы. В этому случае большинство франчайзеров идут навстречу своим партнерам и предлагают хорошие скидки на приобретение следующей франшизы.
Второй — создание бизнеса в другой сфере. Этот вариант подойдет, если дело, открытое по франшизе, приносит прибыль и не нуждается в постоянном участии собственника.
— На что обращать внимание при выборе франчайзера?
— Необходимо проверять репутацию компании-франчайзера. Просмотрите отзывы в интернете, оцените качество товаров и услуг. Важен опыт работы: если компания на рынке более трех лет, значит, ее бизнес-процессы действительно эффективно работают. Узнайте, какое место на рынке она занимает.
Интересуйтесь, сколько у компании есть собственных и открытых по франшизе представительств. Как взаимодействуют франчайзер и франчайзи: оказывается ли необходимая поддержка. Вы можете проверить компанию самостоятельно или заказать услугу у специалистов.
Компания заслуживает доверия, ее бизнес-процессы прошли испытание временем, созданы оптимальные условия сотрудничества с франчайзи? Тогда самое время присоединиться к сильной команде.
Искренне желаю вам создать и развить сильный бизнес!