Число россиян, желающих пересесть на персональное авто, постоянно растет. Причинами такого стремления являются желание перейти в определенную зону комфорта, увеличение количества задач, выставляемых мегаполисами. Для кого-то вождение является показателем статуса. Анализ рынка автошкол в России по направлению насыщения неправильно связывать с объемом продаж новых транспортных средств, поскольку в регионах остается довольно внушительный оборот вторичного сегмента. Стабильный приток новых клиентов обеспечивает и законодатель, ужесточая правила получения прав различных категорий.
До недавнего времени все автошколы имели статус государственных. Ввиду малой доли автовладельцев на душу населения, загрузка учреждений была оптимальной. С приходом на российский рынок большого числа автопроизводителей ситуация стала в корне меняться. Результатом недостатка предложения стало формирование рынка частных услуг.
В настоящее время государственные школы (РОСТО, бывший ДОСААФ) частично закрываются ввиду уменьшения объемов финансирования. Материальный фактор снижает и конкурентные характеристики предприятий, которые не проводят модернизацию учебно-производственной базы.
По официальным данным, количество российских автомобильных школ достигло 14000. Ежегодно стены учебных заведений покидает свыше двух с половиной миллиона человек. Лидером в российских регионах является Свердловская область. Здесь работает 924 автошколы. В краснодарском крае, занимаемым второе место рейтинга, числится 865 учебных заведений. Третья позиция за Московской областью – 852 школы. На четвертом и пятом местах расположились Ростовская и Нижегородская области с цифрами 792 и 669 соответственно. Меньше всего школ в Дагестане, в каталогах зарегистрированы только два заведения. Для сравнения на диаграмме представлена загрузка частного сегмента.
С обучающими программами все обстоит довольно просто. Самой популярной категорией, на которую претендуют обучающиеся – B. Начиная со второго места идут группы допуска к управлению более тяжелой техники. Стоит отметить, что не в каждой школе готовят на все категории. Расчет чисто коммерческих заведений, наплыва по популярной категории B бывает достаточно для загрузки предприятия и к тому же под другие группы не нужно нанимать более квалифицированных инструкторов. Самой непопулярной категорией остается DE – управление сочлененными автобусами. Такие права обычно нужны водителям автопарков крупных городов.
Сегмент частного бизнеса наращивает потенциал несмотря на высокие риски отрасли. Не всегда высокое качество услуг, отсутствие необходимой материальной базы порождает большое число неумелых водителей, которые после нескольких недель обучения пополняют ряды автолюбителей. Наряду с нерадивыми организациями на рынке присутствуют и достойные игроки, имеющие хорошее оснащение и квалифицированных сотрудников. По окончании обучения в таких школах можно рассчитывать на получение прав и безопасное вождение.
Традиционно в лидерах рейтинга городов по количеству автошкол остаётся Москва. В столице работает 800 заведений. На втором месте северная столица с количеством 589. На третьей позиции Екатеринбург – 325. Четвертое и пятое места за Нижним Новгородом и Ростовом-на-Дону с цифрами 792 и 669 заведений. Для сравнения в диаграмме представлены цифры по увядающему сегменту РОСТО.
Анализ рынка автошкол на территории России показывает не только перманентный рост количества учреждений, но и рост ключевых для отрасли показателей. Так, автошколы остаются привлекательными как бизнес и как места работы. Средняя стоимость курса обучения составляла 20 тысяч в 2014 году. В настоящее время, ввиду большой конкуренции на рынке можно найти услуги по более скромному чеку – 15-18 тысяч. Стоимость обучения не сильно сказывается на заработной плате инструкторов – в среднем по России их заработная плата составляет 33-35 тысяч рублей. В отрасли по разным оценкам заняты 150000 сотрудников.
Емкость рынка составляет порядка 2.5-3 миллиона. Именно столько удостоверений оформляется гражданам ежегодно. В настоящее время подсчет статистики становится более точным. Если сам рынок автошкол остается официально неконтролируемым, то количество заявок на выдачу прав можно легко отследить по ведомственным отчетам. Возможность получить скидку по оплате государственной пошлины приводит на портал государственных услуг до 97 респондентов.
Ценообразование в отрасли становится все более прозрачным. Обучающиеся всегда знают, на что будут потрачены их деньги. В составе оплачиваемых услуг курс теории (10-12 занятий), практическое обучение (14 занятий) и дополнительный сервис. В последнем сегменте кроются инструменты по привлечению новых клиентов. В школах можно обучаться без приурочивания к получению прав. Это курсы повышения мастерства, обучение устройству авто или становящиеся популярными основы экстремального вождения. В стоимость обучения могут включаться цена топлива и учебных пособий. В некоторых автошколах допускается обучение на собственном авто.
Проводя анализ рынка автошкол нельзя не отметить и зарождение сетей однородных предприятий. Пока что такое явление отмечается в Москве, каждая десятая компания ввиду укрупнения бизнеса расширяет зону обеспечения услугами до двух филиалов. Примерно десять компаний имеют более двух представительств. Сетевой ритейл столицы представлен компаниями «Автомир», «Лидер-Виктория», альянс школ «Старт», «ОСТО МАИ» и одна из старейших московских школ «ГАНГ ЛЮКС».
Одной из проблем, стоящих перед потребителями, остается выбор хорошей автошколы. Обычно соискатели читают отзывы или ищут рекомендации от знакомых. В Москве эта задача облегчается, поскольку недавно был введен обновляемый рейтинг аварийности. В других городах такая статистика пока не ведется.
📊 Перспективы открытия автошколы в новом году читайте в обновленной статье - Анализ рынка автошкол 2019