Таксомоторные перевозки в России в последние годы набирают обороты. Это происходит благодаря установлению справедливых расценок на услуги перевозчиков и повсеместному внедрению агрегаторов. Согласно анализу рынка такси, проведенном в 2016 году исследовательским агентством DISCOVERY Research Group, объем продаж в этом сегменте перевозок достиг отметки 501 миллиардов рублей. По итогам 2017 года сфера услуг извоза снова показала рост, прибавив в оборотах свыше 60 миллиардов.
Основным ориентиром рынка такси в России 2017 продолжает оставаться столица. При учете средней стоимости одной поездки в 400 рублей и пассажиропотоке в 2 миллиона человек ежегодно по Москве набирается выручка до 200 миллиардов. Однако эксперты снижают среднесуточный спрос до 600 тысяч человек. В любом случае это больше половины всего российского рынка. Аналитическими агентствами подсчитано, что в среднем россияне тратят на локальные поездки до 3000 рублей, и эта цифра постоянно растет.
В условиях перманентного сокращения теневой доли данные рынка такси становятся все более точными. Пассажиры предпочитают не экономить в ущерб сервису и качеству извоза. Средняя стоимость услуг на уровне 150 рублей позволяет сохранять емкость рынка как для расширения крупных игроков, так и для внедрения локальных конкурирующих предприятий.
По федеральным округам лидирует Центральный округ с выручкой 180 млрд. рублей. За ним идут Приволжский с оборотом 60 млрд. рублей и Северо-Западный с оплаченными за 2017 год услугами на сумму 50 миллиардов.
В исследовании рынка такси стоит обратить внимание на несколько заниженные цифры в Южном и Северо-Кавказском округах. Учитывая, что в этих районах присутствует достаточный приток туризма, показатели явно свидетельствуют о высокой доле теневого бизнеса. В диаграмму добавлены официальные сведения Росстата о количестве выданных в округах лицензий и их отношение к числу населения. С выходом на рынок такси 2018 крупных российских агрегаторов, процент незарегистрированных предпринимателей по мнению аналитиков начнет снижаться ежегодно на 10 процентов.
В российских субъектах по выручке продолжает лидировать Москва (свыше 130 млрд. рублей) и Санкт-Петербург (более 40 млрд. в год). В рейтинге областей верхние строчки за Московской и Свердловской областями, с 25 и 9 млрд. рублей соответственно. Замыкают список Самарская и Татарстан, в этих регионах таксомоторная отрасль привлекает 8 млрд. рублей ежегодно.
Увеличение объема рынка такси во многом способствует насыщению отрасли различными единицами автопарка. На первом месте в числе средств продвижения остаются программы мотивации. Персональные и корпоративные карты позволяют получать прогрессирующие скидки, а также пользоваться правом внеочередного вызова эскорта. Вторым двигателем прогресса, согласно анализу рынка такси в России, выступают интерактивные внедрения. Применение мобильных приложений расширяет функциональность уже имеющихся сервисов, ускоряет взаимодействие оператора и клиента.
На фоне стремлений к легализации российская сфера перевозок неоднократно подвергалась встряскам, а иногда и декриминализации. Сегодня рост рынка такси обязан увеличением количества предпринимателей, работающих по лицензии, повышением качества услуг. Потребитель, в свою очередь, полностью ориентирован на сервис. Легализация самих организаторов позволяет водителям сотрудничать сразу с несколькими компаниями, обеспечивая тем самым достаточно доходный бизнес в сфере такси.
В составе крупных игроков, присутствующих на рынке такси в России 2018 такие компании как «Везет», «Максим» и «Сатурн». На долю перевозчиков в отрасли приходится соответственно 11, 7 и 9 процентов. Мобильные агрегаторы, сравнительно недавно вышедшие на работу, завоевали 18 процентов рынка. В составе компаний, предоставляющих концептуальный сервис, такие гиганты как «Яндекс.Такси», Uber и GettTaxi.
Присутствующие в рейтинге операторы отметили свое присутствие в большинстве российских регионов. Так, лидером рынка такси 2017 стал сервис «Максим», с охватом 157 городов. На втором месте с 95 населенными пунктами остался RUTAXI. Третья позиция рейтинга за Яндекс, которая сравнительно недавно объявила о создании собственного агрегатора. Во многом благодаря умелой стратегии и активном продвижении своих услуг, компания обеспечивает граждан работой и поездами в более чем 50 российских городах.
Стоит отметить, что рынок агрегаторов такси позволил точно обозначить емкость сегмента перевозок. Основным катализатором развития подобных проектов стало внедрение удобного сервиса для регистрации в качестве предпринимателя. Стать партнером оператора можно при помощи нескольких кликов.
Учитывая ситуацию на рынке такси, две крупных компании – «Сатурн» и RUTAXI, объявили о предстоящем слиянии бизнеса. Это позволило им не только привлечь дополнительные инвестиции от UFG Private Equity, но и увеличить совокупный оборот по двум операторам более чем на четверть.
Стремительно развивающийся рынок такси в 2017 году ежегодно обновляет максимумы по выручке. Отечественные операторы используют прогрессивные инструменты развития, повышают качество сервиса. Увеличение доли агрегаторов на рынке такси не только способствует развитию отрасли в целом, но и выводит из тени немалую часть нелицензированных предпринимателей. Теперь они могут не только не опасаться за свою жизнь или отсутствие заказов, но и могут официально брать кредиты в банках.
Согласно данным аналитического агентства UBS, статистика рынка такси выглядит многообещающе. Эксперты позволили себе заглянуть на несколько лет вперед и составить перспективные горизонты выручки в отрасли. Согласно прогнозам, в 2021 году граждане и корпоративы потратят на извоз не менее 858 миллиардов рублей.