Расстраиваетесь, что Ваш бизнес не идеален? Вы читаете достаточно много теоретической литературы и знаете, как должно быть в бизнесе на самом деле – инструкции, CRM, IP-системы, идеальный маркетинг, превосходный контроль за сотрудниками, строгая бухгалтерия и многое другое?
А может быть Вы покупатель, который уже несколько лет пытается найти себе готовый бизнес? Но на данный момент Вы так и не нашли бизнес с прозрачной бухгалтерией, отработанными бизнес-процессами, качественной управленческой командой и понятным бизнес-планом на ближайшие 5 лет?
К какому бы типу Вы не относились, я могу сказать следующее: идеальных бизнесов не существует. Существуют бизнесы, которые чуть лучше других.
За свою практику, мы досконально рассмотрели и проверили несколько тысяч объектов микро и малого бизнеса. Так вот, ни один объект я не могу назвать идеальным.
Вы когда-нибудь проходили полное обследование организма? Если ответ да, то скорей всего, слышали от врачей не самые приятные слова о состоянии вашего здоровья, даже если внешне Вы кажетесь абсолютно здоровым человеком. Как говорят врачи: «абсолютно здоровых людей не бывает, есть плохо обследованные». С бизнесом абсолютно такая же история.
Часто бизнес развивается непропорционально, некоторые отделы не успевают за изменениями в компании. Особенно это характерно для малого бизнеса. Гибкость малого бизнеса это и положительный, и отрицательный момент одновременно. Новшества вводятся быстро, но зачастую необдуманно. Сначала внедряются, потом их окончательно продумывают и описывают (это хорошо еще, если описывают).
В крупном бизнесе всё наоборот – сначала все основательно продумывают, а потом уже вводят. Получается, малый бизнес часто не идеален в прозрачности и управляемости, а крупный в скорости вводимых изменений и проценте «жирности» ненужных бизнес-процессов.
Когда Вы выбираете бизнес для покупки, следуют закрывать глаза на некоторые недочеты, которые характерны для любого малого бизнеса. Непрозрачность всех процессов и результатов малого бизнеса – самая большая проблема для покупателя. Я со своей стороны, советую определить допустимый уровень непрозрачности и только после этого приступать к проверке.
Например, сбыт можно подтвердить количеством входящей продукции от поставщиков. Средний чек поможет определить дневную выручку, если посчитать входящий трафик или количество покупателей. Контрольная закупка утром и вечером поможет – количество покупателей за день, если все покупки пробиваются по кассе (смотрите порядковые номера чеков). В автомойке объем работ отслеживается по объему воды, которая тратится ежемесячно. Километраж на корпоративных машинах может указать на уровень использования их в бизнесе и т.д.
При рассмотрении бизнеса для покупки важно понять, насколько заявленные цифры соответствуют действительности. Один из самых хороших приемов – это выборочный обзвон базы. Открывайте базу клиентов за всё время существования бизнеса и выборочно звоните «с целью контроля качества». Основная задача – убедиться, что этот клиент действительно существует, насколько он доволен качеством услуги/продукта.
Скорее всего Вас никто не допустит до самой «кухни» бизнеса без дополнительного подтверждения своих намерений. Но если Вы доказываете свои намерения деньгами (обычно это 10% от стоимости всего бизнеса), используйте эту возможность по максимуму.
Вам следует провести минимум три дня в бойлерной самого бизнеса – отделе продаж. Посмотрите сколько исходящих и входящих звонков осуществляется в компании. Если есть такая возможность, пообщайтесь лицом к лицу с клиентом, поймите, откуда он пришел и какова его реальная потребность. Делайте всё, чтобы узнать и увидеть максимум своими глазами.
Деньги, которыми Вы подтверждаете свои намерения, дают почти неограниченный доступ к проверкам. Используйте это!
А чтобы более безопасно осуществлять передачу денег и иметь возможность в случае чего вернуть себе первый платеж, используйте надежного посредника. Он будет хранить у себя деньги до принятия Вами окончательного решения о покупке. Именно этот посредник, чаще всего это профессиональный бизнес-брокер, будет выступать третейским судьей в случае конфликтных ситуаций.
Какой бы бизнес Вы не рассматривали для покупки, помните: идеальных бизнесов не бывает, бывает чуть лучше других!