Есть несколько способов, позволяющих оценить стоимость бизнеса. При этом результаты оценки могут отличаться, в зависимости от целей ее проведения. Например, оценка может проводиться для дальнейшего слияния с другой компанией, разделения на две организации, получения кредита в банке, подготовки фирмы к ликвидации и, конечно, продажи.
При оценке стоимости бизнеса для его покупки или продажи важны следующие факторы:
- Сфера деятельности компании, основной продукт или услуга. Их востребованность у клиентов.
- Время существования организации на рынке.
- Стадия развития, например: стартап, развитие, кризис роста, экспансия рынка, стабильность, стагнация, сокращение доли на рынке, ликвидация предприятия.
- Компания приносит прибыль или работает в убыток.
- Ликвидные материальные и нематериальные активы, интеллектуальная собственность, наличие разрешений и лицензий.
- Состояние бизнес-процессов. Если большинство процессов, отношений с работниками и связей зависят непосредственно от владельцев бизнеса, то при передаче активов возникнут проблемы. Смена владельца в этом случае отрицательно скажется на прибыли предприятия. Скорее всего, потребуется новая схема работы, возможно придется нанять новых сотрудников. В любом случае покупатель понесет крупные издержки.