Своё дело или франшиза? Этим вопросом задаётся каждый начинающий предприниматель. И даже опытные бизнесмены стали смотреть в сторону выгодных франчайзинговых предложений. Давайте обсудим развитие франчайзинга в России за последние 10 лет и выявим главные тренды.
Увеличение количества франчайзинговых концепций — это положительная тенденция. Но она повлекла за собой и проблему: стали появляться псевдофраншизы. Фирма только начинает свою деятельность на новом уровне (или только что появилась на рынке), а уже готова сделать «выгодное» предложение для предпринимателей. На самом деле, основной интерес такой компании — взять у партнёра деньги, продать товар и пропасть без всяческой поддержки Поэтому мы советуем предпринимателям лично общаться с руководством компаний, приезжать в главный офис, грамотно выстраивать деловые отношения и показывать себя с лучшей стороны. Телефонных разговоров лучше избегать вовсе. Это выгодно обеим сторонам: вы увидите потенциал и возможности дальнейшего сотрудничества.
Всё больше представители бизнеса интересуются аутсорсингом, поэтому довольно неплохо приживаются франшизы удалённой бухгалтерии, юридических, консалтинговых и других агентств. Ранее мы могли встретить франшизы только в области общепита и розничной реализации товаров. Теперь есть множество направлений, и франчайзи предоставлен огромный выбор. Но это и усложняет ситуацию, ведь встречаются проекты-однодневки, сомнительные бизнес-школы и пр.
Как и в случае с аутсорсингом, сфера услуг B2C стала ещё более распространённой во франчайзинге. Это объясняется финансовой заинтересованностью и простотой открытия бизнеса. Далеко не в каждом предприятии сферы услуг нужны затраты на дорогостоящее оборудование. Чем дешевле франшиза — тем она более привлекательна для начинающих бизнесменов. Если сравнивать сервис с продажей товаров — франчайзи избавляются от необходимости делать закупки, списывать неликвид, пополнять ассортимент. Особенно популярным стал франчайзинг в медицине. Также предпринимателей интересует автобизнес.
Франшизы стоимостью более 1 млн руб. всё ещё по-прежнему продаются. Но франчайзеры поняли, что для успешного развития можно попробовать диверсифицировать предложение — тогда сеть будет развиваться активнее. Как результат — снизились размеры паушальных взносов, а проекты стали требовать меньше инвестиций на старте. Искать франчайзи стало проще, особенно при формировании 2-3 франшизных пакетов с разными форматами ведения бизнеса.
Важный фактор, определивший перспективы развития франчайзинга среди собственников помещений. Во время кризиса и повышения арендной платы бизнесмены стали искать помещения подешевле. Поэтому площади начинали пустовать, а собственники были вынуждены запускать свой бизнес. Проще всего это сделать с франшизой, поэтому ситуация на рынке поменялась.
Данная тенденция пришла с запада, где всегда заботятся о соблюдении стандартов, фирменном стиле, имидже компании. Макдоналдс является хорошим примером. Одинаковые схемы обслуживания, развитая корпоративная культура, стандартизация работы — всё это привлекает клиентов. Приходя в сетевой ресторан, они точно знают, по какой технологии было приготовлено блюдо — она везде одинаковая. Каждая точка продаж не рассматривается как соперник — это партнёрские отношения. Как франчайзера с франчази, так и между самими покупателями франшизы.
Раньше в договоре франчайзинга были прописаны только основные моменты ведения бизнеса, теперь — всё гораздо подробнее. Законодательство по-прежнему несовершенно, но появилась хотя бы регистрация в Роспатенте. Появились проблемы и с мошенниками, но неприятных ситуаций можно избежать, если заранее консультироваться с юристами.
Ещё в 2007 году было трудно представить американский ресторан быстрого питания в областях, отдалённых от Москвы и Санкт-Петербурга. Но постепенно франшизы стали появляться в небольших городах. Торговые центры стали более цивилизованные, явных отличий от столиц – нет.
Тенденции развития франчайзинга в России говорят нам о всестороннем развитии предпринимательства. Стали появляться франшизы в области сельского хозяйства. Всё более популярны проекты в сфере сельского хозяйства, что положительно сказывается на его развитии и экономике в целом.
Бизнесмены стали более подкованными в вопросах развития своего дела, франшиз. Они разбираются в продвижении, им доступны всяческие курсы, мастер-классы. Появляется много нового, включая готовые каталоги франшиз с возможностью выбрать интересный проект прямо на сайте.
Мы перечислили 10 главных трендов франшиз и постарались ничего не упустить из виду. Главный факт — франчайзинг стремительно развивается. Важно найти своё дело и выстроить плодотворные отношения с партнёрами!