Предприниматель, разработавший успешную бизнес-модель, может ускорить ее развитие и масштабирование с минимальными затратами, «упаковав» свой продукт во франшизу. Чтобы привлекать бизнесменов, которые станут работать у него «под крылом», автору проекта нужно сформировать франчайзинговый пакет, т.е. набор правил, норм и конкретных инструментов, способных помочь франчайзи быстро влиться в новую отрасль и преуспеть ней.
Франчайзинговый пакет – это свод информации, содержащий сведения о бренде, внутренних процессах и технологиях, правилах для запуска конкретного бизнеса с нуля. Это пошаговое руководство, пользуясь которым франчайзи выстроит копию эффективно работающего проекта на новом месте.
🎓 Франчайзинговый пакет – это совокупность норм, документов, материалов, инструкций, регламентирующих взаимоотношения двух сторон: продавца и покупателя франшизы.
Он выполняет следующие функции:
Франчайзинговый пакет упростит процесс продажи франшиз, сделает их более привлекательными для потенциальных покупателей. Входящие в него юридические документы и регламенты защитят франчайзера от претензий и махинаций франчайзи (например, попыток украсть технологию, продавать в ресторане под вашим брендом дешевое местное пиво и т.д.), а франчайзи – от проблем с контролирующими инстанциями и клиентами.
В сложившейся практике предприниматель разрабатывает структуру и содержание франчайзингового пакета самостоятельно, учитывая специфику своего бизнеса. Как правило, в его состав входит восемь элементов.
Это набор документов, которые подтверждают права франчайзера на бренд и (или) технологию и помогают обезопасить франчайзи от претензий третьих лиц (клиентов, налоговой инспекции, Росфинмониторинга и т.д.).
Минимальный набор документов включает соглашение, регламентирующее отношения франчайзера и франчайзи. Оно составляется в форме договора коммерческой концессии (подлежит обязательной регистрации в Роспатенте) или лицензионного договора (не регистрируется). В контракте прописываются правила использования товарного знака (технологии), ответственность сторон в случае их нарушения, порядок решения возникающих споров.
Это руководство для новичка по использованию фирменного стиля франчайзера. Оно затрагивает все аспекты внешнего и внутреннего имиджа компании:
К описаниям прикладываются макеты для типографии.
Часто франчайзеры не ограничиваются составлением бренд-бука, а предлагают подопечным дополнительную платную услугу – оформление торгового зала (офиса) «под ключ».
Это свод правил о том, как организовать продажи продукта. Он включает общее описание концепции, требования к ассортименту товаров и количеству отдельных позиций, нормативы выкладки и оформления ценников, схему торгового зала, стандарты размещения оборудования, перечень мероприятий по мерчандайзингу и т.д.
Это центральный элемент франчайзингового пакета – пошаговое руководство для начинающего по открытию и ведению бизнеса. Документ объединяет информацию, необходимую для выстраивания производственных процессов, ответы на часто задаваемые новичками вопросы, секреты бренда.
В бизнес-буке освещаются следующие вопросы:
В бизнес-буке содержатся инструкции по повышению финансовых показателей компании, привлечению новых клиентов, формированию эффективной маркетинговой политики.
Это элемент франчайзингового пакета, отвечающий на вопросы, как выбрать программное обеспечение и оборудование для реализации нового проекта. Он содержит требования к функциональным возможностям и алгоритмам ПО или конкретные технические задания для программистов.
Например, если бизнес связан с торговлей, в этом разделе франчайзингового пакета содержатся правила техники безопасности, санитарные нормы, ГОСТы и прочие нормативные документы.
Это раздел, описывающий порядок составления смет и расчета текущих затрат, алгоритм определения прибыли, убытков, рентабельности проекта.
Это описание мероприятий, которые проводит франчайзер для помощи начинающим предпринимателям, действующим у него «под крылом»: тренингов, обучающих курсов, выдаваемых методических материалов, программ лояльности для закупок по льготным ценам, готовых-бизнес-решений и т.д.
Шаг, предшествующий созданию франчайзингового пакета, – грамотное юридическое оформление выстроенного бизнеса. Предприниматель регистрирует товарный знак в Роспатенте, работает над автоматизацией проекта, проводит тщательную экспертизу имеющихся юридических документов на предмет соответствия нормам действующего законодательства.
📆 Практика показывает, что на разработку всего набора документов уходит от 1 до 3 месяцев. Предприниматели действуют самостоятельно или прибегают к услугам посредников, которые берут за работу «под ключ» в среднем от 500 000 до 1 000 000 рублей.
Ключевая задача при формировании пакета – грамотная разработка договора и подробное описание бизнес-процессов, чтобы облегчить вход франчайзи в новую сферу. Как правило, документы оформляются в виде инструкций, регламентов или пошаговых руководств.