«У людей нет терпения построить бизнес за три года, но есть терпение ходить на работу тридцать лет», — эта цитата давно разлетелась по мотивационным пабликам. Большинству недостает уверенности уйти с постылой работы в свободное плавание. Собственный бизнес, финансовая независимость, планирование дохода — эти слова обнадеживают и, одновременно, пугают. Куда вложить деньги? Какие инвестиции нужны? Стоит ли вкладывать в покупку франшизы?
Для начала определимся с терминологией. В любом экономическом словаре под инвестициями подразумевают размещение собственных или заемных средств с целью дальнейшего получения прибыли. Но с небольшой поправкой: инвестиции — это всегда долгосрочные вложения. Вложенные средства вы не сможете вытащить сразу без потери в доходе, а вот снимать проценты или получать доход в иной форме — да.
В зависимости от сферы инвестиции бывают финансовыми и реальными. К финансовым относятся инвестирование в депозиты, банковские счета, ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Под реальными подразумевается инвестирование в реальный сектор экономики, например, строительство, производство.
В зависимости от управления выделяют прямые и портфельные инвестиции. При прямых инвестор получает полный контроль над деятельностью предприятия, а портфельные обеспечивают только право на получение дивидендов.
Франшиза относится к категории интеллектуальных инвестиций, поскольку, в первую очередь, это приобретение готовой схемы зарекомендовавшего себя бизнеса. При этом интеллектуальное инвестирование не равно отказу от реальных вложений: инвестору понадобится арендовать или купить помещение, приобрести оборудование, нанять сотрудников и так далее. Еще франшиза подразумевает внесение паушального взноса и уплату роялти, но это опционально и зависит от договора.
Одна из главных задач, с которой сталкивается начинающий бизнесмен — расчет реального объема инвестиций. Ответ на этот вопрос зависит от ряда факторов:
🔍 Промониторьте рынок вашего региона и оцените конкуренцию в вашей сфере, от нее будет зависеть уровень спроса. Нелишним к первоначальным инвестициям в франшизу отнести расходы будущего периода до выхода на окупаемость, пока бизнес не встанет на ноги. Это тоже инвестиции, пусть и не прямые.
При этом при составлении бюджета на франшизу в расходах часто теряются такие «мелочи», как оплата интернета и телефонных переговоров, коммунальные платежи и даже покупка канцтоваров. Все это в совокупности может вылиться в достаточно ощутимую для начинающего франчайзи сумму, поэтому заложите бюджет статью непредвиденных расходов.
Срок окупаемости — период, за который прибыль полностью покроет вложения в бизнес:
Планирование срока окупаемости франшизы важно, поскольку в этот период вам придется содержать свой бизнес на сбережения или на дополнительный заработок. Рассчитывать на сверхбыструю прибыль не стоит.
Нелишним будет обсудить франшизу не только с головным офисом, но и другими франчайзи. Причем, как и с теми, кто успешно работает по ней, так и с теми, чей опыт был менее удачен. Опыт последних может быть особенно полезен, чтобы не повторять их ошибки. Даже самый тщательный бизнес-план может не соответствовать действительности, поэтому первым делом задайте вопрос о реалистичности выполнения плана.
Составьте сводную таблицу по планируемым инвестициям и реальным вложениям других франчайзи, поскольку объемы действительных вложений могут существенно отличаться от планируемых. Отдельно поинтересуйтесь, что реально входит во франчайзинговый пакет и каковы формы реальной поддержки от франчайзера. До заключения договора стоит уточнить требования к покупателю франшизы, а также специфику контроля над деятельностью франчайзи.
Почему же франшизу называют идеальной инвестицией в бизнесе? Путь всех вложений прозрачен и предсказуем: расходы рассчитываются не только франчайзи, но и франчайзером, который также заинтересован в успешном запуске проекта.
Франшиза — готовый и работающий по отлаженной схеме бизнес с понятной технологией и уже известным именем. Конечно, и здесь есть свои риски, но в сравнении с запуском нового и еще никому неизвестного проекта, они не так велики. Вы вкладываетесь не просто в бизнес, а в уже наработанный опыт и связи. Предварительные расчеты, осторожность в реализации и немного удачи — и ваши инвестиции окупятся в запланированный срок.