Франчайзинг в России постоянно развивается, появляются прибыльные и перспективные проекты. Но франчайзи затрудняются подобрать подходящую франшизу. В сложной ситуации без должной поддержки и консультации специалиста по франчайзингу — предприниматель легко может остаться без денег и бизнеса.
Две основные проблемы:
К выбору франшизы нужно подходить максимально ответственно. Перед тем, как купить плохую франшизу — подумайте несколько раз и учтите рекомендации экспертов.
Проблема плохих франшиз распространена не только в России, но и на Западе. Многие государства были вынуждены принимать из-за этого соответствующие законы, чтобы контролировать франчайзинговый рынок. Первые скандалы стали возникать ещё в 70-х годах в Америке. Дело дошло до массовых протестов предпринимателей. Любые франшизы стали восприниматься с негативом — так продолжалось до того, как в США разработали законодательную базу в области франчайзинга.
К сожалению, в России популярно понятие «псевдо-франшизы». Компания разрабатывает свою торговую марку, занимаясь плагиатом.
Есть две формы мошенничества:
Опасность заключается в полном отсутствии коммерческой ценности проекта. Товар может быть некачественным, продуманной коммерческой модели развития — просто нет. А ещё — даже при наличии относительно качественных товаров или услуг франчайзер может перестать оказывать поддержку. Такие компании настроены лишь на быструю прибыль.
Компании-франчайзеры могут использовать товарные знаки незаконно, нарушая чужие права на интеллектуальную собственность. Если владелец бренда заметил, что торговая марка используется незаконно — под раздачу попадает не только франчайзер, но и его партнёры. Покупая такую франшизу, вы рискуете оказаться ответчиком в суде, т. к. занимаетесь незаконной деятельностью.
❗ Франчайзи рискуют полностью потерять репутацию в деловом сообществе. Использование зарегистрированного другой компанией товарного знака — расценивается как плагиат, в дальнейшем с вами просто не будут сотрудничать. Оценивая риски, думайте не только о судах и штрафных санкциях, но и о собственной репутации.
Часто появляются компании, предлагающие уникальный продукт. Они делают качественное легендирование, вкладывают средства в рекламную кампанию и раскручивают торговую марку. Но на деле — у фирмы нет достойного предложения товара или услуги. Она быстро зарабатывает деньги с продаж франшизы, а затем просто пропадает. Настоятельно не рекомендуется покупать франшизы у подозрительных компаний, занимающихся франчайзингом почти сразу после открытия. Вы заплатите паушальный взнос, закупите продукцию и неизвестно, вернёте ли вложения.
Начинающий франчайзер запускает проект, успех которого становится мало предсказуемым. Такие компании нередко добиваются успеха, бизнес идёт хорошо. Но не каждый франчайзер по-настоящему готов к расширению. В итоге проекты прорабатываются не полностью, отсутствие опыта во франчайзинге сказывается в важнейших нюансах.
Возможные исходы:
Следуйте простым рекомендациям, и вы будете полностью защищены от рисков:
Опасаетесь за вложения? Перед тем, как распорядиться инвестициями, посоветуйтесь с экспертом. Он подскажет лучший способ инвестирования, поможет подобрать подходящий проект и займётся сопровождением сделки.