Россия Наши офисы есть во всех крупных деловых регионах России, обращайтесь! Задать вопрос
Личный кабинет
14

Как купить «псевдо-франшизу»

Бурым Екатерина Менеджер продукта
18.06.2019 3 минуты чтения

Франчайзинг в России постоянно развивается, появляются прибыльные и перспективные проекты. Но франчайзи затрудняются подобрать подходящую франшизу. В сложной ситуации без должной поддержки и консультации специалиста по франчайзингу — предприниматель легко может остаться без денег и бизнеса.

Две основные проблемы:

  • несовершенство законодательства: в нём нет даже термина «франчайзинг»
  • наличие недобросовестных франчайзеров и «дутых» франшиз (каждый 5-й проект относится к таковым)

К выбору франшизы нужно подходить максимально ответственно. Перед тем, как купить плохую франшизу — подумайте несколько раз и учтите рекомендации экспертов.

🌍 Западные практики франчайзинга

Проблема плохих франшиз распространена не только в России, но и на Западе. Многие государства были вынуждены принимать из-за этого соответствующие законы, чтобы контролировать франчайзинговый рынок. Первые скандалы стали возникать ещё в 70-х годах в Америке. Дело дошло до массовых протестов предпринимателей. Любые франшизы стали восприниматься с негативом — так продолжалось до того, как в США разработали законодательную базу в области франчайзинга.

❌ Варианты мошенничества

К сожалению, в России популярно понятие «псевдо-франшизы». Компания разрабатывает свою торговую марку, занимаясь плагиатом.

Есть две формы мошенничества:

  • Полное копирование какого-либо бренда: от фирменного стиля до наименований и слоганов
  • Полное отсутствие регистрации. Разрабатывается фейк-проект, основанный на практике успешного бренда, неопытные франчайзи покупают «права» на его использование

Опасность заключается в полном отсутствии коммерческой ценности проекта. Товар может быть некачественным, продуманной коммерческой модели развития — просто нет. А ещё — даже при наличии относительно качественных товаров или услуг франчайзер может перестать оказывать поддержку. Такие компании настроены лишь на быструю прибыль.

⚫ Последствия незаконного использования бренда

Компании-франчайзеры могут использовать товарные знаки незаконно, нарушая чужие права на интеллектуальную собственность. Если владелец бренда заметил, что торговая марка используется незаконно — под раздачу попадает не только франчайзер, но и его партнёры. Покупая такую франшизу, вы рискуете оказаться ответчиком в суде, т. к. занимаетесь незаконной деятельностью.

❗ Франчайзи рискуют полностью потерять репутацию в деловом сообществе. Использование зарегистрированного другой компанией товарного знака — расценивается как плагиат, в дальнейшем с вами просто не будут сотрудничать. Оценивая риски, думайте не только о судах и штрафных санкциях, но и о собственной репутации.

🤔 Как распознать франшизу-однодневку

Часто появляются компании, предлагающие уникальный продукт. Они делают качественное легендирование, вкладывают средства в рекламную кампанию и раскручивают торговую марку. Но на деле — у фирмы нет достойного предложения товара или услуги. Она быстро зарабатывает деньги с продаж франшизы, а затем просто пропадает. Настоятельно не рекомендуется покупать франшизы у подозрительных компаний, занимающихся франчайзингом почти сразу после открытия. Вы заплатите паушальный взнос, закупите продукцию и неизвестно, вернёте ли вложения.

🔍 Франшиза-полуфабрикат

Начинающий франчайзер запускает проект, успех которого становится мало предсказуемым. Такие компании нередко добиваются успеха, бизнес идёт хорошо. Но не каждый франчайзер по-настоящему готов к расширению. В итоге проекты прорабатываются не полностью, отсутствие опыта во франчайзинге сказывается в важнейших нюансах.

Возможные исходы:

  • франчайзер с партнёром плотно взаимодействуют, вместе набираются опыта, вырабатывают оптимальную бизнес-схему
  • проект загибается через 1 год, максимум через 2 — франчайзи терпят убытки, франчайзер теряет репутацию

❓ Как должны действовать франчайзи

Следуйте простым рекомендациям, и вы будете полностью защищены от рисков:

  • Связывайтесь только с владельцами франшизы. Обращайтесь только к владельцам, обязательно просите удостоверить право владения. Общаясь с посредниками, вы можете недополучить важную информацию и просто потерять вложения. Контактные данные руководства должны быть на официальном сайте. Также обычно на таких ресурсах есть специальные разделы, посвящённые франшизам
  • Проверяйте официальную регистрацию. Имея номер свидетельства, вы можете узнать нужные данные, проверить информацию на сайте Роспатента. Незарегистрированный товарный знак доставит много проблем при работе, а вернуть деньги будет непросто
  • Найдите партнёров франчайзера. Их контакты обычно размещены на официальном сайте. Если данных нет, а компания не раскрывает информацию о своих франчайзи — это повод задуматься
  • Узнайте все подробности о бизнесе. Наиболее важные вопросы: количество точек в сети, их расположение, история компании-франчайзера, время продажи первой франшизы. Информация о товаре или услуга должна быть максимально полной. Также нужно знать всё об успешных и неудачных проектах: изучите факторы успешности и причины провалов
  • Проконсультируйтесь у Ассоциации Франчайзинга. Вы получите непредвзятую и авторитетную информацию. Данный контролирующий орган регламентирует стандарты во франчайзинге. Сюда можно обратиться за независимой оценкой

Опасаетесь за вложения? Перед тем, как распорядиться инвестициями, посоветуйтесь с экспертом. Он подскажет лучший способ инвестирования, поможет подобрать подходящий проект и займётся сопровождением сделки.

Средняя оценка: 5

Оценили: 12

Насколько полезен и интересен пост