Открыть кафе по франшизе – значит присоединиться к известному бренду и повысить шансы на коммерческий успех предприятия. Тенденции в ресторанном бизнесе таковы, что выживают сильнейшие проекты, способные предложить потребителю оптимальное сочетание цены и качества. Покупка готового бизнеса – это получение эффективных инструкций, рецептур и бизнес-плана, проверенного временем.
За 2020 год российская индустрия общепита выросла на 3,6% по сравнению с 2018 годом. Суммарный оборот кафе, ресторанов, кофеен, баров и столовых достиг 1,64 трлн руб. Драйвером рынка оказался фастфуд: отрасль выросла на 17%. Отрицательную динамику показали традиционные рестораны: их обороты сократились на 11%.
Эксперты сходятся во мнении, что в 2020 году рынок ждет большое количество закрытий кафе. Обилие заведений, появившихся в 2015-2017 гг., образовало «мыльный пузырь», который лопается на фоне снижения располагаемых доходов граждан. В отрасли остаются сильнейшие игроки, способные предложить вкусные и оригинальные блюда по приемлемым ценам. Самый простой и эффективный способ соответствовать этой тенденции – присоединиться к успешной сети по франшизе.
Для сетевых рестораторов продажа франшиз – это легкий способ заработать по сравнению с самостоятельным открытием новых заведений. Для начинающих предпринимателей покупка франшизы кафе – это избавление от «головных болей», связанных с изучением рынка, выбором локации, поиском персонала и разработкой рецептур блюд.
Как открыть кафе по франшизе? Первый шаг – выбор подходящего предложения, проведение переговоров с франчайзером и заключение с ним договора коммерческой концессии. Согласно ст. 1027 ГК РФ, это официальное соглашение, по которому правообладатель передает партнеру за установленную плату право пользования товарным знаком и другими нематериальными ценностями (ноу-хау, технологиями, рецептурами и т.д.). ДКК подлежит обязательной регистрации в Роспатенте.
Когда договор оформлен, франчайзи действует по следующему алгоритму:
Как открыть кофейню по франшизе без лишних затрат времени? Практика показывает, что многие правообладатели предлагают франчайзи существенную помощь на старте. Это может быть оформление помещения точки общепита «под ключ», предоставление контактов поставщиков для приобретения сырья и оборудования по выгодным ценам, поставка всех необходимых рекламных материалов.
Открытие нового заведения по франшизе означает следующие преимущества для покупателя:
К числу минусов работы по франшизе относится следующее:
Практика показывает, что в ресторанном бизнесе количество плюсов превышает число минусов: недаром каждое второе заведение в 2018-2019 гг. открывалось по франшизе. Чтобы получить максимум от сотрудничества с известным брендом, важно на этапе выбора предложения критически оценивать условия франчайзера и свои возможности. Эксперты рекомендуют работать с крупными сетями, о которых положительно отзываются действующие партнеры.
Франшизы заведений общественного питания широко представлены на рынке. В продаже имеются проекты для крупных и небольших городов, с высоким и демократичным ценником. Наиболее востребована японская, русская и восточная кухня.
Сеть японских ресторанов «Нияма» появилась на рынке в 2004 году и в настоящее время насчитывает 16 заведений. Ее особенность – высокое качество блюд в сочетании с демократичными ценами. Франшиза бренда доступна для предпринимателей из городов с населением от 300 тыс. человек.
Франчайзинговое предложение сети «Нияма» включает:
Суммарная стоимость проекта составляет 16,5 млн рублей. Ожидаемый срок окупаемости – 3 года.
Сеть «Ёлки-Палки» – это кафе традиционной русской кухни. Первое заведение под вывеской бренда открылось в 1996 году, сегодня функционирует более 50 точек. Трактиры работают в формате table service и предлагают широкое разнообразие супов, горячих блюд, закусок.
Покупатель готового проекта получает:
Преимущество проекта – демократичный ценник заведений, обеспечивающий приток посетителей. Размер первоначальных инвестиций составляет 16 млн руб.
Сеть семейных кафе «АндерСон» работает на рынке с 2009 года. Особенность проекта в том, что в заведениях создана уютная атмосфера для взрослых и детей. У компании имеется собственный заготовочный цех, куда проводятся экскурсии. Под брендом открыто более 20 точек на территории Москвы и регионов.
Предложение сети включает:
Франчайзи получает консультационную поддержку франчайзера по всем возникающим вопросам. Ему передаются рецепты блюд, корпоративные стандарты качества. Суммарные затраты на открытие заведения составляют 12 млн руб.
Сеть объединяет заведения формата chillout. Ее «изюминка» – узбекская кухня, но в меню дополнительно представлены итальянские и японские блюда. Развитие бренда началось в 2001 году, сегодня под его вывеской работает 31 заведение в Москве, Санкт-Петербурге и Воронеже.
Предложение бренда включает:
Рестораны «Чайхона No1» традиционно становятся местом притяжения постоянных посетителей. Единственный минус проекта – большие затраты на открытие – 89 млн руб.
Сеть «Якитория» появилась в 1999 году и на сегодняшний день остается крупнейшей в сегменте японской кухни, объединяя 92 заведения в России и СНГ. Рестораны оформляются в едином стиле, меню формируется из базовых позиций и сезонных блюд. Предложение бренда включает:
Минус предложения – существенные затраты на открытие. Минимальные инвестиции в проект составят около 49,8 млн рублей.
Открыть кафе по франшизе без вложений не получится: размер первоначальных инвестиций стартует от 10 млн рублей, а срок окупаемости составляет от 1,5 лет. Однако присоединение к успешной сети дает бизнесмену гарантию, что предприятие не окажется убыточным, обеспечивает приток посетителей. Это способ соответствовать актуальным рыночным тенденциям и быть успешным даже в сложных экономических реалиях.