Начинающий бизнесмен всегда становится перед выбором: запускать собственный бизнес с нуля или открыть предприятие по франшизе. Вариант стартапа интересен тем, что это детище предпринимателя, он сам себе хозяин и несёт ответственность за свою компанию. Бизнес может принести неограниченные доходы, но открывать его рискованно даже при наличии чётко продуманного бизнес-плана.
Франшиза — уже продуманный и спланированный проект, представляющий собой проверенную бизнес-модель. Если в качестве франчайзера выступает известная и порядочная компания — удаётся избежать рисков и быстро окупить стартовые затраты. Почему франшиза лучше стартапа, если у неё тоже есть подводные камни? Рассмотрим преимущества и недостатки франчайзинга более подробно.
Итак, вы покупаете готовую бизнес-модель с разработанным маркетологами планом. Вам остаётся только подобрать персонал, оборудовать помещение и запустить бизнес. Предложения разные, но в большинстве случаев франчайзер оказывает полную поддержку в вопросах открытия. На запуск обычно требуется пара месяцев — зависит от необходимости ремонта и переоборудования вашей точки. Практика показывает, что средний срок запуска не превышает 4 месяца. Исключение составляют только крупные супер- и гипермаркеты, площадь которых превышает 500 кв. м.
Что вы получаете:
Теперь сравним это с открытием своего стартапа. Во-первых, вам придётся обращаться за помощью к специалистам, чтобы решать всевозможные вопросы относительно бюрократии. Во-вторых, приходится привлекать юриста, который будет работать с документами. Также потребуется бухгалтерский аутсорсинг. Особую сложность представляет собой продажа продовольственных товаров.
Как эта проблема решается во франчайзинге? Оплачивая паушальный взнос, вы уже можете рассчитывать на всестороннюю поддержку. Множество проектов реализуется с готовым набором необходимых сертификатов. Предпринимателю нужно заниматься бизнесом по инструкции, при этом контролируя грамотное выполнение поставленных задач.
Франчайзинг не является идеальным вариантом и имеет свои слабые стороны. Например, вы обязательно платите паушальный взнос, взяв на себя дополнительный риск. Также каждый месяц придётся платить франчайзеру роялти. Есть проекты без этих требований, но их не так много.
Многих амбициозных бизнесменов смущает невозможность отходить от определённых компанией стандартов. Открыв франшизу известного фаст-фуда, вы не сможете добавить в меню собственное блюдо. Невозможно изменить форму персонала и даже использовать другие салфетки на столах. Франчайзи получают чёткий инструктаж, работая по стандартизованной модели. Но многие предприниматели воспринимают это как преимущество. Заплатив паушальный взнос, франчайзи уже покрыли затраты на маркетологов и дизайнеров.
Вы можете запустить собственный бизнес самостоятельно или с партнёрами. Многие привлекают инвесторов и друзей. Отличие от франшизы — в отсутствии полезных контактов, маркетинговой стратегии, рекламных и имиджевых материалов. Всё нужно продумывать с нуля: от дизайна вывески до конкретных моделей оборудования. У вас нет доступа к проверенным поставщикам, не отлажены логистические процессы.
Если вы готовы строить своё дело с нуля — это хорошо, но рисков в таком случае гораздо больше. Всё дело в узнаваемости: придётся тратить немало средств на рекламу. Если вы открываете магазин в спальном районе рядом с супермаркетом известной российской сети — нужно постараться, чтобы выиграть конкурентную борьбу.
➕ Но у стартапа есть большой плюс: вы вкладываете средства без необходимости платить кому-либо паушальный взнос. Наоборот, при разработке интересного проекта вы сами можете привлечь инвестора и работать с ним на своих условиях.
Взвесьте все «за» и «против» открытия бизнеса по франшизе и воспользуйтесь нашими советами:
После этого вы можете смело заняться бизнесом и открыть своё предприятие по франшизе — если условия вас устроят. В этом обязательно помогут опытные консультанты и брокеры.