Выбирая готовый бизнес по франшизе, предприниматель тщательно изучает все предложения в поиске достойного проекта. Но и компании имеют ряд серьёзных требований к франчайзи. Крупные фирмы, давно занятые в сфере франчайзинга устраивают проверку заинтересованного лица, у них есть чёткое представление о том, каким должен быть бизнесмен. На что франчайзер обращает внимание перед заключением договора — обсудим в данной статье.
Покупка франшизы требует определённого стартового капитала. Он полностью зависит от масштаба проекта: нужны не только начальные инвестиции в виде затрат на открытие, но и оплата паушального взноса. Неопытные предприниматели ошибочно полагают, что этого будет достаточно. Но кроме взноса и затрат на старте потребуются дополнительные средства. Уже после первого месяца работы франчайзи должны платить роялти (иногда это требование отсутствует), выдавать зарплаты сотрудникам, покрывать расходы на аренду и содержание помещений. Вдобавок, нужно вкладываться в продвижение. Даже в случае с хорошим и прибыльным проектом — далеко не факт, что в первые месяцы выручка будет покрывать такие расходы.
Франчайзер имеет полное право затребовать сведения о финансовой состоятельности предпринимателя. Это важно для обеих сторон: компания беспокоится о своей репутации, а франчайзи могут оценить свои возможности. Есть вариант взять кредит на развитие бизнеса, но в таком случае нужно минимизировать риски. Многие франчайзеры лояльно относятся к вложениям кредитных средств в свои проекты, если франчайзи демонстрируют опыт и реальные возможности развития предприятия.
✅ Как правило, франчайзер называет средние показатели выручки. Но их нельзя считать ориентиром для первой стадии работы по франшизе. Расходы на старте обычно превышают доходы, нужно быть к этому готовым. Поэтому компания отдаёт предпочтение тем франчайзи, которые имеют достаточное количество активов, а также опыт ведения предпринимательской деятельности.
Есть два подхода к сотрудничеству. Зарубежные компании отдают предпочтение предпринимателям без опыта. Считается, что опытные бизнесмены имеют собственные взгляды на бизнес-процессы, поэтому им трудно подстроиться под требования франчайзера и соблюдать стандарты известного бренда. В России всё несколько иначе: опыт считается большим преимуществом. Грамотный бизнесмен способен быстро оценить ситуацию, действовать решительно и эффективно.
В идеале нужно иметь помещение в собственности: это избавит от ряда проблем с арендой. Но оно должно полностью соответствовать указанным франчайзером параметрам. Обычно в требованиях указывается площадь, а также местоположение, иногда — возможность доступа с улицы. Перед тем, как откликнуться на предложение, франчайзи должны понимать, где они смогут реализовать проект. Если у предпринимателя есть на примете подходящее место — это будет большим плюсом. Ещё лучше — когда уже имеются договорённости с собственником.
Существуют компании, которые строго придерживаются корпоративной этики при выборе франчайзи. Внимание уделяется деловым качествам, уверенности в своих возможностях. Франчайзер смотрит на то, готов ли предприниматель разделять ценности компании, стать полноценным членом большой семьи. Франчайзи также должны понимать, что они не единственные партнёры головной компании. Чтобы определить, подходит ли конкретный человек, франчайзер проводит собеседования, придумывает различные варианты тестирования, включая обычное анкетирование.
Поиск и отбор подходящих заинтересованных предпринимателей осуществляется отделом франчайзинга. Но гораздо проще обратиться к консультантам и брокерам: это способствует снижению затрат. Вам не придётся платить зарплату постоянным сотрудникам.
Алгоритм выглядит следующим образом:
👥 Возникают ситуации, когда претендентов на открытие франшизы много. Это может произойти при запуске проекта в регионе: выбирается один наиболее подходящий предприниматель. В таком случае отбор проводится на конкурсной основе.
Некоторые компании практикуют нестандартный подход к выбору франчайзи. Например, организация открыта для всех желающих, назначает личную встречу. Во время мероприятия представители компании начинают настаивать на сложности сотрудничества, всячески пытаются отговорить предпринимателя от идеи открыть предприятие по франшизе. Многие соискатели перестают верить в свои силы, боятся рисковать и отказываются от сотрудничества. А на деле — это была лишь проверка заинтересованности в проекте. Такие франчайзеры будут сотрудничать только с активными и уверенными в себе личностями, готовыми к рискам.
Многие компании готовы продать франшизу любому платёжеспособному предпринимателю. Обычно так делают не слишком крупные фирмы, начинающие франчайзеры. Они заинтересованы в максимально быстром развитии сети. Но встречаются не слишком надёжные компании, заинтересованные в сборе паушальных взносов без должной поддержки. Поэтому франчайзи тоже должны быть внимательными и разборчивыми.