Россия

Статистика франчайзинга в России

04.10.2024 32862 просмотра 2 минуты 5 / 10 оценок
Подраздел: Покупка Тематика: Тенденции и прогнозы Категория: Общие вопросы
Автор статьи:
Полина Баскова
контент-маркетолог
Экспертное мнение:
Александр Мельников
Заместитель исполнительного директора по развитию бизнеса
Рассмотрите идею покупки готового бизнеса

Официальная статистика франчайзинга в России за 2019 год не дает полной картины: информация представлена скудно, многие факторы не раскрыты. В учете отсутствует отдельный реестр для франшиз, поэтому их точное количество до сих пор неизвестно. Попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

🔍 В качестве сравнения

По статистике Международной ассоциации франчайзинга в мире насчитывается около 17 тысяч франчайзеров и почти 1,5 миллиона франчайзи, во франшизах заняты свыше 12 миллионов человек, а объемы этого рынка исчисляются триллионами.

🥇 Самым успешным считается американский рынок франшиз. Уже в конце девяностых годов США стали признанным лидером по развитию франчайзинга в мире: свыше 2400 франчайзеров и 700 тысяч франчайзи. По российскому рынку точных данных еще нет. Сравнение рынка франшиз в США с отечественным в относительном выражении также окажется не в нашу пользу: в США франчайзинг пополняет ВВП на 10%, а в России — едва на 1%.

Россия значительно отстает не только от лидеров, но и от средних мировых показателей. В условиях зависимости от так называемой «нефтяной иглы» это отставание может показаться особенно губительным: развитый франчайзинг поднимает уровень экономики в целом и уровень занятости в частности, стимулирует к участию в бизнесе молодежь и экономически активную часть населения.

🤔 Почему отстает российский рынок франчайзинга?

Факторов для недостаточного развития бизнеса по франшизе в стране немало. Главными среди них экономисты называют два аспекта — отсутствие прозрачности в ведении бизнеса и проблемы с недвижимостью. Получается, что зачастую развитие бизнеса по франшизе тормозят сами владельцы: покупку франшизы сопровождают подводные камни, крайне мало открытой информации. Вторая проблема гораздо проще — нехватка помещений, которые соответствуют требованиям франчайзеров.

Кроме того, в нашей стране отсутствуют квалифицированные специалисты-посредники между головной компанией и будущими франчайзи. Выбирая франшизу, будущий предприниматель вынужден разбираться во всем самостоятельно, проконсультироваться ему фактически не с кем, кроме самого франчайзера, но этот подход едва ли способствует объективной оценке.

Решение этой проблемы предлагает специальный инвестиционный фонд: можно получить инвестиции на покупку франшизы и консультироваться с профессионалами.

💪 Нужна ли поддержка государства франчайзингу?

Вопрос спорный. Сами предприниматели любят шутить, что от государства по отношении к малому бизнесу требуется только одно — не мешать. В действительности же, конечно, поддержка государства нужна, но какая? Например, специальная программа Сбербанка для поддержки бизнеса по франшизе стала огромной помощью для начинающих франчайзи. Количество открытых по франшизе проектов возросло: Европейская ассоциация франчайзинга отметила увеличение рынка франшиз в России за последние несколько лет, а Российская ассоциация франчайзинга пытается добиться новых форм государственной поддержки для рынка франшиз.

❗ Основные сферы франчайзинга в России

Лидирующую позицию традиционно занимает торговля — доля франшиз в этой сфере свыше половины рынка. Вторая по величине сфера — проекты в сфере общепита. Далее следуют франшизы в сфере услуг, бытового обслуживания, ремонта автомобилей, здравоохранения. Специалисты прогнозируют рост франшиз в области сервиса и B2B.

🎓Примечательно, что внимание на франшизы начали обращать госслужащие. Недавно было выдвинуто предложение внедрить систему франшиз в сферу ЖКХ, что может стать первым шагом в реорганизации этой отрасли.

📜 Распределение франшиз по регионам

В масштабах нашей страны региональное распределение франшиз имеет особое значение для развития экономики в регионах. На фоне экономически успешных Москвы и Санкт-Петербурга развитие франчайзинга становится особенно важно в крупных городах: Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Пермь, Волгоград, Красноярск, Воронеж, Новосибирск, Екатеринбург и других городах-миллионниках. Развитие франшиз в относительно небольших регионах — вопрос времени.

💭 Заключение

Развивающаяся экономика всегда отличается благодатной почвой для развития малого бизнеса. Избежать грубых ошибок поможет опыт предшественников и консультации со специалистами по франчайзингу, не помешает и поддержка государства. Развитие франчайзинга способствует улучшению экономики в целом и благоприятно влияет на уровень жизни.

Вам может быть интересно
Насколько полезен и интересен пост?
Ваша оценка:
Оценили: 10
Средняя оценка: 5
Оставить жалобу