В условиях экономического кризиса перед начинающим предпринимателем встает дилемма, как действовать: придумать собственный проект и начать его реализацию «с нуля» или присоединиться к проверенному бизнесу, открыв предприятие по франшизе. Первый вариант дает свободу творчеству и экономию на роялти и паушальном взносе. Второй страхует от потенциальных рисков, но сопряжен с дополнительными денежными затратами. Какой модели отдать предпочтение на старте?
Первые признаки финансового кризиса в России появились в 2013 году. К причинам их возникновения относится снижение цен на нефть, санкционная политика стран запада и снижение курса рубля. Бизнесу пришлось столкнуться с новой реальностью: на смену эпохе позитивных потребительских ожиданий пришел спад спроса.
В поведении покупателей произошли следующие перемены:
Влияние кризиса затронуло все отрасли российского бизнеса. Например, по официальным данным, за период 2014-2017 гг. закрылось 1 500 магазинов одежды. Существенное снижение выручки отметили продавцы бытовой техники, рестораны, ориентированные на средний и высокий ценовой сегмент. Доминирование рационального над эмоциональным сказалось на деятельности сотовых операторов: им пришлось увеличить количество предлагаемых акций и скидок.
Кризис стал своеобразным индикатором гибкости и финансовой устойчивости российских компаний. Практика показала, что те игроки рынка, которые сумели правильно «продиагностировать» потребительские настроения не только остались на плаву, но и смогли нарастить обороты. Так, например, уже за 2016 год зафиксирован рост выручки 23 крупнейших ресторанных компаний РФ. В 2017-2018 гг. повышательная тенденция продолжилась.
В условиях кризисного состояния экономики возрос интерес к франчайзингу. Это способ нивелировать риски, попав «под крыло» более сильного и опытного коллеги. Малые предприниматели предпочитают не «набивать шишки» самостоятельно, а пользоваться опытом, технологиями, маркетинговыми решениями, наработанными и проверенными крупными и успешными брендами. Так, по данным статистики, каждый второй ресторан в России, открытый в 2018 году, запустился по схеме покупки франшизы.
♻ Франчайзинг – это модель тиражирования бизнеса, который уже доказал свою эффективность, был проверен на практике. Франшиза – это пакет знаний и мер поддержки, которые помогают предпринимателю выстроить свой проект по отработанной схеме и выйти на прибыль в сжатые сроки.
Покупка франшизы имеет следующие преимущества перед самостоятельным открытием бизнеса:
💵 Покупка франшизы – это инвестирование в проверенный бизнес-проект. Чтобы такая стратегия развития начинающего предпринимателя в кризис дала ожидаемые плоды, важно ответственно подойти к выбору франчайзера. Во-первых, откажитесь от покупки малобюджетных продуктов. Наставник постоянно работает над аналитикой, совершенствованием маркетинга, организацией тренингов и обучающих курсов. Это требует денежных вложений, поэтому пакет не может стоить дешево. Минимальный паушальный платеж – признак того, что вам пытаются продать пустышку в красивой упаковке.
Второй критерий при покупке франшизы в кризис – открытость компании. Наставники, придумавшие действительно рабочие и эффективные проекты, показывают франчайзи конкретные цифры: демонстрируют финансовую отчетность, статистику по количеству открытых и закрытых за год торговых точек. Не пожалейте времени на поиск информации о компании в открытых источниках, посетите ее офис под видом «тайного покупателя».
Вдумчивый подход к выбору франшизы, следование рекомендациям наставника и отказ от ненужной самодеятельности – факторы успеха для начинающего предпринимателя в условиях экономической нестабильности. Путь по поиску моделей, работающих в условиях снижения потребительского спроса, за вас прошел ваш коллега. Бизнесмену остается пользоваться его рекомендациями, чтобы в кратчайший срок выйти на окупаемость. Тот факт, что именно франчайзинговые сети выживают в кризис, доказан опытом России, США, Китая, Мексики и других стран.
Франчайзинговая сеть «Персональное решение» позиционирует себя как антикризисную модель бизнеса. Она специализируется на аутсорсинге разнорабочих. К числу факторов, способствующих ее развитию в условиях экономической нестабильности, относится следующее:
Деятельность компании основана на утверждении, что клиенты будут платить за продукт, который им необходим. Например, гипермаркеты продолжают работать, а не закрываются в кризис. Для выполнения текущих задач им выгодно нанимать по аутсорсингу грузчиков, маркировщиков, расклейщиков этикеток и т.д.
Среди других «антикризисных» особенностей франшизы – невысокий порог входа (новичку потребуется менее 300 тыс. руб.), отсутствие необходимости в закупках оборудования, товаров и материалов, срок окупаемости – 4-6 месяцев.
Кризис – оправдание для неудачных моделей бизнеса и новые возможности для эффективных. Если проект, предлагаемый франчайзером, приносил стабильную прибыль «на пике», он останется рентабельным и «на дне», поэтому покупка франшизы – грамотное решение для предпринимателя, который хочет открыть свое дело, но не готов рисковать всем нажитым капиталом.