Кризисные периоды в экономике – хорошее время для открытия бизнеса, особенно когда речь идет о производстве продуктов питания. А уж если вы сделали ставку на любимый миллионами людей сыр, то успех гарантирован. Конечно, если сделать все правильно.
Вы не станете первопроходцем в сфере сыроварения, но это надо воспринимать, как благо. Не нужно ничего изобретать, все уже придумано до вас. Интерес к производству отечественного сыра в условиях импортозамещения растет. Учреждена премия «Лучший сыр России», названы первые победители и озвучены условия конкурса. Этим списком конкурсных категорий можно воспользоваться, чтобы узнать, за что голосуют рублем отечественные гурманы:
Есть задачи, которые надо решить в подготовительный период еще до открытия. Прежде всего – определиться с источниками финансирования. Это могут быть ваши собственные средства, заем у частных лиц или банковский кредит. В последнее время приобретает популярность идея краудфандинга – коллективного финансирования на основе добровольных взносов.
Сыроварню можно зарегистрировать как ИП или ООО. К ним применяются разные формы налогообложения. Однако, если вы планируете реализовывать продукцию через крупные компании, в их глазах фирма в статусе ООО будет вызывать больше доверия.
Изучите рынок и определитесь с продуктом, который будете производить. От этого зависит выбор оборудования для технологической линии. В городах с высоким доходом населения и в регионах с низким уровнем зарплат покупатели предпочитают разные виды сыра. Начать производство лучше с одного-двух сортов, а после отработки технологии к ним можно добавить и другие.
Проанализируйте рынок производителей молока, так как качество сыра напрямую зависит от качества сырья. К сожалению, здесь могут возникнуть трудности. По мнению опытных сыроваров, более 95% отечественного молока непригодно для производства хорошего сыра.
Для нового производства сбыт через крупные сети будет невозможен по целому ряду причин. Оптимальные варианты – сотрудничество с небольшими продуктовыми магазинами.
К помещению пищевого производства предъявляются особые требования. Оно должно быть оборудовано необходимыми коммуникациями (водоснабжением, отоплением, электричеством, канализацией, вентиляцией). Пол и стены – облицованы керамической плиткой.
Если вы планируете зарегистрировать компанию, как ООО, и ее юридический адрес будет совпадать с фактическим, то арендовать помещение необходимо еще до процедуры регистрации предприятия.
При регистрации компании в налоговой службе потребуются следующие документы:
Для производства сыра необходимо разрешение Роспотребнадзора. Для получения лицензии и сертификата соответствия на каждую партию потребуются следующие документы:
Разрешение на производство сыра надзорные органы дадут только после проверки качества и лабораторных анализов образца продукции.
Разрешение СЭС также необходимо при открытии сыроварни, для его получения нужны следующие документы:
Самых больших финансовых вложений потребует запуск производства. Затем текущие траты будут касаться ежемесячных расходов, ремонта и модернизации оборудования.
В таблице приведены расчеты для производственного помещения в г. Колпино под Петербургом. Арендуемая площадь - 113 кв. м, арендная ставка – 350 руб. за 1 кв. м вместе с коммунальными платежами (они включены в договор с арендодателем).
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Аренда помещения с учетом коммунальных платежей | 50’000 ₽ |
Госпошлина при регистрации ООО | 4000 ₽ |
Уставный капитал ООО | 10’000 ₽ |
Ремонт помещения | 150’000 ₽ |
Оборудование | 1’790’000 ₽ |
Закупка дополнительного оборудования (холодильники, кондиционер, формы, прессы, стеллажи, мебель) | 681’000 ₽ |
Обучение персонала | 40’000 ₽ |
Приобретение сырья для пробной партии продукции | 20’000 ₽ |
Создание логотипа фирмы | 25’000 ₽ однократно |
Разработка дизайна этикетки и упаковки и печать первой партии | 100’000₽ |
Итого | 2’870’000 ₽ |
По мнению сыроделов, имеющих опыт работы на нашем рынке, 95% отечественного молока непригодно для производства сыра из-за частых нарушений правил гигиены. Из оставшихся пяти процентов часть молока тоже отбраковывается. В ней либо обнаруживают следы антибиотиков, либо корм, которым кормят коров, негативно проявляет себя при созревании сыра. К примеру, к таким кормам относится силос. Поэтому прежде, чем заключать договор о поставках, не поленитесь съездить на ферму и посмотреть, как там организована работа сотрудников.
В первое время функцию управляющего может взять на себя учредитель сыроварни. Также потребуются следующие сотрудники:
Должность | Заработная плата |
Технолог | 40’000 ₽ |
Рабочие (3 человека с з\п по 30’000 ₽) | 90’000 ₽ |
Водитель-экспедитор со своим автомобилем | 35’000 ₽ |
Менеджер по развитию (занимается поиском рынка сбыта) | 30’000 ₽ |
Бухгалтер на аутсорсе | 15’000 ₽ |
Уборщица | 15’000 ₽ |
Итого | 225’000 ₽ |
Продвижение сыроварни целесообразно проводить двумя способами: через интернет и через рекламу в транспорте, где ее увидят потенциальные клиенты и партнеры. Например, в вагонах метро. Также придется потратиться на разработку фирменного стиля с узнаваемым логотипом и периодическое обновление рекламной продукции при выводе на рынок нового продукта. К сотрудничеству можно привлечь дизайнеров-фрилансеров.
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Создание сайта и его оптимизация с привлечением дизайнера-фрилансера | 25’000 ₽ однократно |
Дизайн и верстка рекламного постера с привлечением дизайнера-фрилансера | 5’000 ₽ однократно |
Печать тиража рекламного постера для размещения в вагонах метро (300 шт., формат А3) | 10’000 ₽ однократно |
Итого | 40’ 000 ₽ |
По данным экспертов Института конъюнктуры аграрного рынка ИКАР цена литра сырого молока составила 25 рублей. При этом для получения одного килограмма твердого сыра в среднем необходимо 10 л молока. К тому же для его созревания требуется не менее шести недель, а для достижения более высокого качества – несколько месяцев. Поэтому стоит подумать о том, чтобы для пополнения ежемесячного бюджета включить в ассортимент менее трудоемкие продукты, которые быстрее приносят прибыль.
К примеру, по соотношению стоимости сырья и отпускной цены готового продукта к таким «палочкам-выручалочкам» опытные сыровары относят йогурт. Для приготовления одного литра термостатного йогурта необходим литр молока, а на весь процесс приготовления занимает всего 4 часа.
Можно взять на себя все хлопоты по раскрутке сыроваренного бизнеса с нуля. А можно подумать и о том, чтобы купить уже готовый бизнес, работающий на рынке. В чем преимущества такого решения?
Прежде всего, это значительное сокращение времени от первоначального вложения средств до получения прибыли. Обычно на достижение уровня рентабельности новой сыроварне требуется от 3 до 5 лет.
Сыроварня с нуля | Сыроварня как готовый бизнес |
Необходима регистрация предприятия и получение разрешительных документов | Регистрация не нужна, разрешения Роспотребнадзора и СЭС получены |
Необходимо найти помещение и сделать ремонт | Помещение уже найдено, отремонтировано и соответствует санитарным требованиям, предъявляемым к пищевому производству |
Нужен монтаж и отладка производственной линии | Производственная линия уже работает |
Нужно искать надежных поставщиков сырья | Проверенные поставщики молока есть |
Необходимо обучить персонал | Персонал обучен |
После открытия потребуется время, пока созреет первая партия продукции, пригодная к продаже | На складе есть запас созревших сыров |
Сеть сбыта нужно организовывать | Сеть сбыта уже налажена |
Необходимо вывести на рынок новый бренд, что требует вложений в рекламную кампанию | Бренд уже известен на рынке и не нуждается в массированной рекламной поддержке |
Теперь, сравнив затраты времени и средств на создание бизнеса с нуля и покупку действующей сыроварни, вы можете сделать свой выбор и начать получать прибыль уже в ближайшее время.