Творог давно занял свое место в рационе россиянина: на его основе готовится множество блюд, его употребляют в пищу сырым. Как открыть собственный мини-завод по производству творога, расскажет наш план.
Производство в России находится на грани подъема: все больше образуется фермерских хозяйств, собственных мини-заводов. Люди осознали, что производить самостоятельно куда выгоднее, чем перепродавать заграничное. Многие стремятся поддерживать отечественного производителя, приобретая местную продукцию. К тому же санкции на импортные товары сказываются на ассортименте и цене.
В сегменте производства творога и молочнокислых продуктов не очень высокая конкуренция, поэтому мини-завод – выгодное вложение.
Стартовая сумма для запуска мини-завода по производству творога начинается от 3 360 000 млн рублей. Сроки окупаемости составляют не менее семи месяцев при стабильной работе и выполнении планов по производству и сбыту готовой продукции. В целом, рентабельность производства в творожной отрасли составляет 7-10 % в год.
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Регистрация бизнеса | 20’000 |
Оформление разрешительной документации | 60’000 |
Ремонт и подготовка помещения | 110’000 |
Оборудование | 2’450’000 |
Закупка продуктов, расходных материалов | 100’000 |
Разработка маркетинговой стратегии | 50’000 |
Прочие расходы | 40’000 |
Оборотные средства | 530’000 |
Итого | 3’360’000 |
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Аренда площади 90 м2 | 90’000 |
Коммунальные платежи прачечные услуги | 10’000 |
Закупка молока и расходных материалов | 60’000 |
Фонд оплаты труда | 214’000 |
Налоги и другие отчисления | 13’000 |
ГСМ | 20’000 |
Прочие расходы | 13’000 |
Итого | 420’000 |
Выбирая между ИП и ООО, учитывайте масштабы своей деятельности. Если вы хотите открыть небольшое производство, остановитесь на ИП: документооборот проще, налогов меньше. Если планируете запуск масштабного проекта, найма большого числа сотрудников, то сразу региструйте ООО.
Систему налогообложения выбирайте УСН или ЕНВД. Код деятельности ОКВЭД 15.51.14 «Производство творога и сырково-творожных изделий».
Для получения сертификата соответствия (после запуска производства):
Все требования к территории под производство молочных продуктов описаны в СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов». Кратко приведем главные из них:
Выбирая помещение, обращайте внимание на площадь, эксплуатационные характеристики и подъезд к территории. Чтобы организовать цех по всем нормам и правилам с нуля, потребуется архитектурный проект, включающий перепланировку и отделку помещений. Все изменения должны быть отражены на строительном плане.
Если на ремонт жаль времени и средств, то арендуйте готовый цех. Но учтите, что арендная плата за готовое помещение может быть выше.
Чтобы производить творог, понадобится довольно много специализированного оборудования для приема, охлаждения, переработки, хранения и транспортировки сырья. Это одна из наиболее затратных статей первоначальных расходов.
Для основной линии производства необходимы: творогоизготовители с прессующими ваннами, творожные ванны с водяным нагревом, установки для прессования и охлаждения творога. Кроме этого, понадобятся фасовочно-упаковочные машины и оборудование для хранения и транспортировки готовой продукции.
Приблизительная общая сумма на покупку оснащения для цеха – 2’450’000 рублей. Но это без учета стоимости доставки и пуско-наладки.
Поставщиков оборудования для молочных продуктов на рынке немало. Выбирайте, ориентируясь на свой бюджет: найти можно одинаково качественную технику по высоким и средним ценам. Требуйте сертификаты на оборудование. Обычно производители выполняют и пуско-наладочные работы за отдельную плату.
С поставщиками молока все немного проще: заключите договора на поставки у местного производителя. Обязательно попросите все разрешения, заключения СЭС и ветеринарной службы.
Для безостановочной работы мини-завода потребуется штат из 6-10 человек. На производстве обязательно нужны технологи, работники линии, технические специалисты по оборудованию, грузчик, уборщик, бухгалтер и менеджер по сбыту.
Все работники цеха должны иметь медицинские книжки и быть аттестованными по гигиенической подготовке.
Штатное расписание мини-завода и фонд оплаты труда (суммы в рублях ₽):
Чтобы сократить расходы, в начале можно взять некоторые обязанности на себя. Например, сбыт продукции и бухгалтерский учет. Налоговый учет сложнее, поэтому здесь необходима помощь специалиста: воспользуйтесь услугами аутсорсера.
Производство – бизнес, ориентированный на продажи другому бизнесу. Для наилучшей доходности заключайте договора на постоянные поставки в продуктовые магазины, рынки. Чтобы ваша продукция запомнилась потребителю, она должна не только иметь прекрасные вкусовые качества, но и привлекательную упаковку, броское и лаконичное название.
Поэтому в бюджет заложите нейминг и разработку логотипа, каталогов продукции, прайс-листов, визиток и флаеров. Все это необходимо для презентации продуктов потенциальным заказчикам. Очень важно правильно подойти к позиционированию продукта и формированию цен: на какую категорию граждан он рассчитан, кто его основные потребители?
Производство творога – перспективная и практически свободная отрасль. После того, как наладите бизнес, расширяйте спектр выпускаемой продукции. Полноценный молочный завод можно организовать за счет производства сметаны, кефира, йогурта и других молочнокислых продуктов.