💭 Сталкеризм в заброшенных и не популярных местах давно известен за рубежом, например, ночевки и экскурсии в «домах с привидениями». В России это незанятая ниша, на которой можно построить целый бизнес и развитую экскурсионную сеть.
Чтобы узнать город с иной, непарадной стороны и увидеть уникальные объекты, туристы ищут необычные, эксклюзивные места для посещения и исследования. Заброшенные здания, трущобы, различные подземные коммуникации и крыши идеально воссоздают такую таинственную атмосферу.
Но зачастую проход в такие места сложен, затруднен или даже запрещен администрацией города и без опытного проводника в них не попасть. Подобный сталкеризм пользуется популярностью на Западе, а в странах СНГ держится, в основном, на немногочисленных энтузиастах. Это туристическое направление у нас мало освоено, поэтому вы можете легко преуспеть в нем. Особенно учитывая возросшую долю внутреннего туризма в России.
Экскурсии по заброшенным местам — бизнес с небольшими вложениями. Для запуска понадобится 23 тысячи рублей по максимальным расчетам, хотя цифра условна и зависит от возможностей и желаний предпринимателя.
В первые месяцы прибыль будет невысокой: от 10 000 рублей в зависимости от количества участников, которое вы сможете собрать. В дальнейшем она будет расти — до 30 тысяч и более.
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Оформление бизнеса | 1’000 |
Реклама и маркетинг | 5’000 |
Оборудование | 17’000 |
Итого | 23’000 |
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Расходные материалы | 5’000 |
ГСМ, связь и интернет | 3’000 |
Услуги водителя | 5’000 |
Маркетинговые и представительские расходы | 5’000 |
Итого | 18’000 |
В первые месяцы жизни проекта подходите к нему, как к подработке: тем более, множества клиентов у вас сразу не будет. Поэтому зарегистрировать бизнес стоит тогда, когда ваше экскурсионное бюро обретет большую популярность. ИП будет достаточно для ведения своего дела, список документов мы представили ниже.
Помещение для экскурсионного бизнеса вообще не нужно: все дела можно вести онлайн, а инструктаж проводить уже на месте. Гораздо важнее — построение маршрута и грамотная организация поездок и прогулок. Например, нужно озаботиться доставкой людей до исходной точки, подумать, какое потребуется оснащение и другие мелочи.
Офис вашему бизнесу может понадобиться только для респектабельности, когда проект вырастет в сеть. Но это совершенно не обязательный пункт — всеми процессами можно управлять из собственного дома.
Список оборудования зависит от продуманного маршрута и его деталей, самой специфики того или иного места. Но есть некие универсальные вещи, а на дополнительные оставить небольшой бюджет. Кроме того, в зависимости от локации, можно просить экскурсантов одеться соответствующе и взять какие-то нехитрые вещи
Оборудование | Стоимость, ₽ |
Фонарики (8 штук) | 4’000 |
Батарейки (16 штук) | 2’000 |
Принтер (для распечатки карт маршрутов) | 4’000 |
Бумага для печати | 1’000 |
Канцелярские принадлежности | 1’000 |
Прочее снаряжение | 10’000 |
Итого | 17’000 |
Подразумевается, что компьютер и смартфон для связи у вас уже есть. А вот принтер уже придется докупить.
Вы должны сами увлекаться заброшенными местами и трущобами, ориентироваться на местности и досконально, в деталях изучить выбранный маршрут или здание. Чтобы придумать название маршруту, нарисовать его, продумать все нюансы, нужен творческий задор и увлечение своим делом. Здорово, если у выбранного места или нескольких мест есть какая-то городская легенда, оно окружено таинственным ореолом. Впрочем, придумать самому или додумать несуществующие детали истории для яркости впечатлений тоже не зазорно.
Сначала выберите что-то легкое для прохождения, например, заброшенную больницу, старый особняк или иное место. Можно устроить для экскурсантов в здании квест по поиску чего-либо. Позаботьтесь о безопасности места: оно не должно обваливаться, а также опасайтесь «местных жителей». Со временем повышайте сложность экскурсий, например, продумывая ходы на крыши популярных в городе зданий или маршруты по подземным коммуникациям.
Бизнес предполагает высокую долю личной ответственности. Пусть это и не самый экстремальный вид занятия, но все-таки вы находитесь вместе с людьми и руководите ими — именно вас они будут слушать. Ограничьте поездки до 18 лет, либо только в присутствии родителей — пусть это будет прописано в договоре, если ваш проект уже серьезно созреет для подписания договора о предоставлении услуг.
В связи с этим сразу нанимать персонал немного поспешно и не нужно: ведь вам придется обучить людей, а на начальном этапе в ведении бизнеса и так много задач и проблем. Хорошо, если у вас уже есть партнер по этому бизнесу — ваш друг или родственник. Он будет помогать вам в организации маршрутов.
А вот кто точно вам понадобится — так это водитель с автомобилем для поездок в дальние районы города или область. В зависимости от количества экскурсантов, вы можете собирать группы с разным числом участников — однако, не гонитесь за деньгами. Чем меньше людей, тем проще и безопаснее, а вот большие группы стоит собирать уже с ростом проекта. Вы можете как нанять водителя уже с микроавтобусом, так и попросить знакомого вести вас на арендованной машине.
На что точно нужно обратить внимание, так это соцсети и реклама в интернете. Обязательно создайте аккаунты вашего проекта в социальных сетях, чтобы продвигать свои услуги, рассказать о них в городе — экскурсии могут заинтересовать не только туристов и гостей, но и горожан.
Поначалу используйте бесплатные или очень бюджетные методы продвижения: рекламу в пабликах города, на тематических ресурсах, . Попробуйте работать с туристическими агентствами. Затем заложите небольшой бюджет на продвижение и наймите специалиста по SMM-кампаниям, чтобы более агрессивно продвигать ваши услуги. Завершающим штрихом станет сайт и его продвижение в поиске и контекстная реклама.
✅ Плюсы:
❌ Минусы: