Технологии и еда — эта комбинация сегодня приносит прибыль многим крупным компаниям и стартапам. Ниша фуд-технологий молода и горяча, поэтому отхватить себе место под солнцем пока еще легко. Расскажем, как организовать бизнес в этой сфере.
Сфера доставки на российском рынке в последние годы развивается очень активно. Объем фудтеха в целом в нашей стране составляет порядка 1,4 миллиарда долларов, но в процентах это всего 1% по сравнению с 3% и 6% в США и Великобритании соответственно.
Сегмент доставки еды из ресторанов уже плотно заняли крупные игроки рынка — «Яндекс.Еда» и Delivery Club.
Но вот доставка продуктов в рестораны — это пока еще не разработанная и свободная ниша, будущий тренд. Если подойти к организации бизнеса серьезно, целенаправленно и с ориентацией на долговременность и развитие, то можно создать высокоприбыльный проект.
Чтобы запустить сервис доставки продуктов в рестораны, нужны первоначальные инвестиции в размере 1 млн 735 тыс рублей, учитывая покупку автомобилей и оборотный капитал на первые полгода. При средней прибыли каждый месяц 140 тысяч рублей, затраты на открытие отобьются за 12 месяцев.
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Оформление бизнеса | 10’000 |
Маркетинг и брендинг | 50’000 |
Оборудование | 1’075’000 |
Оборотные средства на первые полгода | 600’000 |
Итого | 1’735’000 |
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Аренда офиса | 60’000 |
Расходы на логистику, ГСМ | 15’000 |
Фонд оплаты труда | 290’000 |
Маркетинг и реклама | 30’000 |
Расходы, связанные с приложением | 20’000 |
Прочие расходы | 10’000 |
Итого | 425’000 |
Вы будете заключать контракты со многими поставщиками и заказчиками, нанимать если не сразу, то впоследствии, много работников. Поэтому лучшим вариантом станет сразу оформление юридического лица. Форма налогообложения подойдет упрощенная, пока вы будете подпадать под нее по обороту. Коды ОКВЭД :
Продукты не будут храниться на вашей территории, поскольку здесь важна их свежесть, а не количество остатков на складе для реализации. Мобильность, своевременность, свежесть — вот три столпа этого бизнеса. Можно открыть свой офис, где будут работать менеджеры, администраторы на телефонах и прочие работники, организующую операционную деятельность предприятия.
Однако основа вашей работы — это курьеры-водители, которые будут на небольших грузовых автомобилях развозить заказанные продукты.
Первое время вы сможете управлять ими удаленно, так как работа будет протекать в мобильном приложении. Но с ростом бизнеса следует открыть офис, куда переместить всех удаленных работников или нанять новых под расширившиеся задачи.
Помещение выбирайте по бюджету и удобству транспортного расположения. Примерная площадь — 30-40 квадратных метров, но зависит от количества офисных сотрудников.
Из оборудования вам точно понадобятся мобильное приложение и автомобили. Если нет бюджета на большую покупку, то вторые можно арендовать, хотя это и не очень экономно в долгосрочной перспективе. Можно найти авто в хорошем состоянии, но с пробегом, и взять их в лизинг.
А вот мобильное приложение вам точно нужно разрабатывать самостоятельно с нуля, — пользуясь услугами фрилансера или агентства. Через него рестораны будут делать заказы нужных продуктов, а ваши курьеры — принимать и осуществлять их.
Оборудование | Стоимость, ₽ |
Мобильное приложение | 100’000 |
Офисная мебель | 50’000 |
Оргтехника | 40’000 |
Канцелярские принадлежности | 60’000 |
Кухня (чашки, посуда, кофеварка) | 25’000 |
Автомобили Газель (2 шт) | 800’000 |
Итого | 1’075’000 |
Как мы уже сказали, ресторанам нужны свежие продукты и не всегда в огромном количестве: на первом месте срок годности, а не объем поставки. Кроме того, будут нужны экзотические фрукты, овощи, редкие продукты, специи, орехи и другое.
Найдите несколько надежных оптовых баз и фабрик в вашем городе, которые смогут предоставить вам все это по бросовым ценам. Но в то же время будут возникать ситуации, когда за некоторыми редкими продуктами придется ехать в «Азбуку вкуса».
Обязательный персонал — это курьеры с водительскими правами категории В и опытом водительского стажа от одного года. Остальные сотрудники — опционально. Это могут быть офис-менеджер, бухгалтер, менеджер по работе с клиентами и продажам, разработчики и техподдержка. Бухгалтера можно нанять удаленно на первое время, затем пересадить в офис, если появится необходимость.
Примерный штат на первый период старта проекта и заработные платы по HeadHunter в рублях:
Реклама бизнеса в сегменте b2b — непростое и тонкое дело. Заключать первые контракты нужно лично: то есть прийти с предложением и грамотной презентацией напрямую к владельцам или управляющим ресторанов.
Впоследствии за грамотно выстроенной рекламой лучше обратиться в агентство, которое специализируется на кампаниях в b2b. Немаловажную роль будет играть брендинг, например, автомобилей, и продвижение мобильного приложения в онлайн-магазинах. Также важно участие в различных рейтингах, выставках, конференциях, связанные с общепитом, где вы могли бы представить свой продукт и познакомить целевую аудиторию с вашими услугами.
Положительные стороны открытия сервиса по доставке продуктов в рестораны:
Отрицательные стороны: