Бары давно перестали быть местом для распития дешёвого алкоголя. Современные концепции заведений намного разнообразнее. Есть тематические кафе, пабы, где подают пиво, сваренное по ирландским рецептам, виски-бары и т. д.
Спрос на заведения с уникальной концепцией растёт, поэтому они продолжают открываться несмотря на пандемию. А вопрос «Как открыть бар?» становится всё популярнее. Но успех ожидает не каждого предпринимателя, поскольку подобный бизнес связан со своими сложностями.
Открыть в качестве бизнеса бар — перспективная идея с целым рядом преимуществ:
высокая маржа — можно делать наценку на выпивку и еду порядка 100%;
быстрая окупаемость — в среднем затраты возвращаются за 8–15 месяцев, в редких случаях приходится ждать больше двух лет;
интерес потребителей — высокий спрос на всё новое, необычное.
Кроме того, популярности заведений способствует текущее законодательство, запрещающее распивать спиртные напитки на улицах и продавать их в супермаркетах после 10–11 вечера.
Задумываясь, как открыть бар с нуля, нужно быть готовым к сложностям регистрации, поисков поставщиков продукции, найма сотрудников. У бизнеса есть и другие недостатки:
большие стартовые расходы, особенно при аренде помещения в центре города;
высокая конкуренция, которая сильно ощущается в крупных городах, где уже есть множество заведений;
колебания загрузки — небольшое количество посетителей в будни, полные столики в выходные.
Чтобы добиться успеха в управлении баром и получать высокий доход, владельцу необходимо выполнить несколько задач:
Определить целевую аудиторию. Продумайте, кто будет вашими посетителями: поклонники футбола, студенты, семейные пары. Дальнейшие действия будут исходить из понимания запросов, привычек, финансовых возможностей аудитории.
Сформулировать концепцию заведения, подобрать соответствующий дизайн. Составьте уникальное торговое предложение, ради которого посетители будут выбирать ваш бар среди множества конкурентов.
Собрать эффективную команду. Встретившись с хамством или невнимательностью официанта, люди не вернутся в бар. Приветливый персонал сделает заведение запоминающимся.
Бары сами по себе являются достаточно перспективной идеей, но они также дают возможность развивать бизнес:
увеличивать количество столиков, открыть летнюю террасу;
расширить меню, что повысит среднюю сумму чека;
запустить сеть баров;
оформить и продавать франшизу;
создать концертную площадку.
Даже если по каким-то причинам заведение утратило популярность, его можно реорганизовать. Например, изменить дизайн, кухню, общую концепцию, подстраиваясь под актуальный спрос.
Бар — очень широкое понятие. Поэтому первое, что нужно, чтобы открыть бар, — проанализировать прямых конкурентов и выбрать конкретный тип заведения. Наиболее востребованные направления:
Паб. Классический ирландский паб — место, где подаются разные сорта пива. Параллельно может работать кухня с закусками.
Спорт-бар. Пивная организовывает просмотр прямых трансляций главных матчей, собирая болельщиков и предлагая напитки и еду.
Клуб с баром. Возможность одновременно выпивать и танцевать привлекает молодёжь и поклонников ночной жизни.
Тематический бар. Например, заведение в японском традиционном стиле или в стилистике популярного сериала, мультфильма.
Кафе. В меню в основном будут лёгкие коктейли, небольшие закуски, сладости.
Выбирая тип заведения, продумайте, будет ли у вас алкоголь. Для его продажи нужна отдельная лицензия.
У каждого из этих вариантов есть свои преимущества и недостатки. Чтобы открыть бар, в стоимость запуска нужно включать и финансовую подушку безопасности. В первые месяцы доход у заведения будет небольшой, но при этом всё равно нужно делать закупки и платить работникам зарплату.
Покупая действующе заведение, вы получаете работающий бизнес, который приносит доход, а кроме этого также:
готовый штат сотрудников;
постоянных клиентов и поставщиков;
узнаваемую вывеску;
активные разрешения и лицензии;
подготовленное помещение.
Чтобы открыть любой бизнес, в том числе и бар, понадобится пройти через несколько трудоёмких этапов:
Регистрацию. Выбирается организационная форма предприятия, тип налогообложения и т. д.
Разработка бизнес-плана. В документе рассчитываются необходимые затраты и предполагаемая прибыль.
Проектирование. Создание дизайна помещения, подбор мебели, оборудования.
Оснащение. Сюда входит ремонт и отделка, подключение коммуникаций, установка мебели.
Запуск. Получение разрешений госслужб, обучение персонала, печать меню, закупки.
Уделите особое внимание бизнес-плану — правильно составленный документ покажет, сколько будет стоить открыть бар с нуля. Можно приобрести уже готовый проект, составленный профессионалами.
Что нужно, чтобы зарегистрировать предприятие? Необходимо подать документы в отделение Федеральной налоговой службы. Список бумаг зависит от формы предпринимательства: ИП, ООО или другое. Их перечень есть на сайте ФНС.
Кроме этого, для начала деятельности фирмы нужно будет:
открыть расчётный счёт в банке;
подать свои данные в Пенсионный и другие фонды;
получить лицензии и разрешения.
Сколько будет стоить открыть бар полностью зависит от выбора помещения. Его можно арендовать или выкупить. По закону разрешается располагать заведения:
в торговых центрах;
рядом с вокзалами, аэропортами;
в цокольных этажах жилых домов.
Проект необходимо согласовать с Роспотребнадзором, СЭС и пожарной службой. Кроме того, одно из требований нормативных актов — ухоженная территория возле заведения. Должна быть оборудована стоянка и удобный подъезд к бару.
Для бара, рассчитанного на 40 посадочных мест, потребуется:
два бармена;
четыре официанта;
два повара;
администратор;
бухгалтер.
Дополнительно следует нанять уборщицу и охрану. Рационально заключить договоры с клининговой компанией и охранным агентством.
Даже очень подробный бизнес-план не застрахует от ошибок, которые может допустить неопытный предприниматель. Среди типичных промахов:
Отсутствие автоматического учёта расходов и доходов. Такая система позволит видеть все статьи расхода, отмечать, какое направление приносит больше прибыли.
Экономия на рекламе. Сюда относится и нежелание запускать и продвигать сайт. Тем не менее затраты на рекламу всегда окупаются благодаря потоку новых клиентов.
Не продумывать меню. Считается, что люди идут в бар, чтобы выпить. Но закуски при этом не менее важны. Тем более именно с помощью кухни можно выделиться на фоне конкурентов.
Перед тем как открыть бар проанализируйте ошибки конкурентов и обанкротившихся заведений. Учиться на чужом опыте намного дешевле.