Между детским садом и детским центром существует много принципиальных отличий. Это и различия в построении бюджета и перечень услуг, и уровень сервиса. Сложившаяся конъюнктура рынка с упором потребителей на муниципальные детские сады в последние получила новые тенденции для изменения. Смена внимания родителей в сторону частных предприятий вызвана индивидуальным подходом в группах и ростом среднедушевого дохода россиян.
Основным катализатором смены конъюнктуры рынка детских центров и садов является недостаток мест в муниципальных учреждениях. Согласно официальной статистике, средний возраст детей, получающих места в детских дошкольных учреждениях, повысился до трех лет. Получить путевку раньше времени становится практически нереально. На фоне развивающихся событий выходят на рынки частные предприятия и профильные центры, являющиеся альтернативой и отличающиеся качеством и составом услуг. Согласно выводам исследовательского подразделения РАНХиГС, дошкольные учреждения в России посещают только 64,6% процента детишек.
Согласно официальной статистике, анализ рынка детских садов опирается на следующие показатели: общее число детских дошкольных учреждений 58000, из них 46000 государственных. На долю коммерческих предприятий приходится 12000, из них 8 процентов приходится на детские многофункциональные центры. Главным отличием последних является возможность выбора отдельных направлений развития.
Региональное замещение детских дошкольных учреждений является неравномерным. Наибольший охват части населения дошкольного возраста зафиксирован в Чукотском автономном округе (92.6%). На втором месте по замещению находится Новгородская область с показателем 85,4. Третье и четвертое места за Коми и Мурманской областью с цифрами 85.3 и 83.4 процента соответственно. Наименьшие показатели замещения наблюдаются в Ингушетии, Чечне и Дагестане.
На фоне низких показателей основного государственного фонда выражают готовность к замещению ниши большое количество предпринимателей. На 2015-2016 годы пришелся активный рост числа детских коммерческих садов. Первое время рост числа таких предприятий сдерживался административными мерами. Зачастую представители бизнеса начинали работу в теневом режиме, не проявляли интереса к получению лицензии и обеспечению качества предоставляемых услуг. Для повышения доверия граждан частные сады постепенно начали переходить на легальную основу, приводить структуру штата и уровень образовательных услуг к действующим государственным стандартам.
Ежегодный анализ рынка частных детских садов показывает перманентную реструктуризацию сегмента. Часть прежних учреждений в целях развития трансформируется в локальный сетевой бизнес или укрупняется за счет смены статуса на детские развивающие центры.
Достаточно серьезным препятствием при замещении предложения на рынке образовательных услуг остается требование наличия прописки ребенка. Если в регионах данный вопрос может быть решен путем обхода административных барьеров, то для Москвы это становится настоящей проблемой.
Использование официальной государственной статистики в целях проведения анализа рынка детских центров может являться некорректным. Ведомственные данные не всегда отражают активность соотечественников в проведении воспитания подрастающего поколения. С целью приведения показателей к реалиям отрасли аналитические агентства часто прибегают к опросам респондентов – родителей и представителей крупного профильного бизнеса.
В выборке опрошенных более половины заявляют о том, что их дети посещают муниципальные учреждения. При этом значительная часть респондентов утверждает, что дошкольный период ребята проводят в более традиционном режиме. Кто-то остается с бабушками и дедушками, некоторые остаются с родителями, продлевающими декретный отпуск. Переключают свое внимание на частные сады или центры не более 15 процентов опрошенных. При этом заполняемость коммерческих учреждений продолжает оставаться в сильной зависимости от доходов граждан.
Не менее важным фактором, определяющим поведение потребителя, остается статус частных предприятий. Отсутствие лицензии не так сильно пугает граждан, сколько отсутствие должной квалификации воспитателей, работающих в оптимизированном до мелочей теневом бизнесе.
Согласно анализу рынка детских развивающих центров, этот вид бизнеса продолжает оставаться одним из самых перспективных. Средняя стоимость замещения места в таком предприятии находится в диапазоне от 10 до 50 тысяч рублей в зависимости от состава выбранных услуг и региона присутствия.
В составе услуг детских центров следующие направления:
Для рассмотрения плотности присутствия детских центров использованы данные каталога MXKR по состоянию на август 2018 года. По умолчанию анализ рынка детских центров развития опирается на тот факт, что такие учреждения имеют действующие лицензии (сугубо не теневой бизнес). Дополнительно в исследовании можно пользоваться условной поправкой на то, что не все предприятия используют для продвижения регистрацию в каталогах.
Общее количество детских центров, работающих в таковом статусе, составляет свыше 10700 предприятий. Лидирующим по количеству регионом является Москва с количеством 2287. Второе место за культурной столицей с 1335 центрами. Бронзовый призер – Екатеринбург. В центральном городе Урала работают по направлению 437 предприятий. Четвертое место за Новосибирском и Казанью с количеством 357 и 325 соответственно.
Рынок детских центров и садов коммерческого направления обладает достаточным спектром предложений. Низкий уровень активности к замещению связан с неприемлемым уровнем цен и традиционным поведением потребителя.