Бренд — это не просто название и фирменный логотип. Он имеет ряд визуальных, аудиальных, смысловых и маркетинговых характеристик. При разработке рекламных материалов, оформлении помещений и даже написании официальных писем требуется соответствие конкретным стандартам. В качестве основного документа используется брендбук: что это такое и когда он необходим — рассмотрим далее.
Брендбук — документ, представляющий собой свод правил по использованию всех элементов бренда в совокупности. Соответствие стандартам способствует повышению узнаваемости торговой марки. Разрабатывается привлекательный дизайн, определяется стратегия развития товарного знака. Говоря простыми словами, наличие брендбука не даст рекламщикам, дизайнерам и вашим партнёрам допускать ошибки в разработке всевозможных материалов.
Покупая франшизу, предприниматель должен подстраиваться под определённый формат, разделять интересы компании, использовать строго стандартизованные элементы фирменного стиля. Это облегчает взаимодействие руководства головного предприятия с франчайзи, которому в свою очередь не придётся изобретать велосипед и работать над имиджем, разрабатывать рекламные материалы. Уже на этапе ознакомления с франчайзинговым предложением формируется правильное видение, корректно воспринимаются принципы работы компании. Безусловно, всё перечисленное должно быть задокументировано.
Использование брендбука фирмы при запуске франшизы помогает франчайзеру контролировать бизнес-процессы открывшегося предприятия. Когда франчайзи обращаются в рекламную мастерскую, чтобы напечатать новые материалы или заказать вывеску — они получат изделие, полностью соответствующее заявленным характеристикам. Вы не встретите на улице баннер с искаженными цветами или нечитаемым текстом. Наличие брендбука даёт уверенность в соблюдении стандартов. Результат — отсутствие ошибок в работе персонала, планомерное развитие бренда.
Существует заблуждение, что созданием брендбука организации должно заниматься исключительно её руководство. С одной стороны, руководитель знает всё о своей компании, задаёт вектор развития. С другой — важны мельчайшие детали формулировок, огромный багаж знаний и навыков в области маркетинга, брендинга, дизайна. Поэтому необходимо делегировать данную задачу профессионалам: маркетолог знает особенности рынка, дизайнер справится с логотипом и фирменным стилем, копирайтер сможет правильно написать брендбук. Если в вашей компании есть такие специалисты — хорошо. Но проще доверить задачу специализированному агентству. Ключевым преимуществом становится профессиональный взгляд со стороны.
Алгоритм разработки выглядит следующим образом:
Существует несколько подходов к формированию брендбука в зависимости от целей его создания и масштаба работы предприятия. Что должно в него входить? Традиционно понятие брендбука используется, когда речь идёт о гайдлайне — руководстве по использованию уникального стиля компании. Но на деле — это лишь часть документа.
Итак, 2 основных подхода:
Представляет собой только гайдлайн, предназначен исключительно для работы с фирменным стилем. В соответствии с ним выполняются все дизайнерские задачи, разрабатываются рекламные материалы, оформляется сайт, торговые точки и т. п. Упрощённый вариант разработки — с помощью онлайн-конструктора, если вы не собираетесь привлекать команду профессионалов.
Это документ, состоящий из гайдлайна, маркетинговой части и необходимых вложений. Детально описывается бренд, его особенности, миссия и пр. Прилагаются все необходимые материалы, включая макеты с упаковками, корпоративной формой.
Разберём подробно структуру гайдлайна:
Вы можете заказать свой собственный фирменный шрифт. В гайдлайне могут содержаться и другие графические объекты — зависит от особенностей деятельности вашей фирмы.
Приведём список того, что включает маркетинговая часть брендбука:
🎓 Оформление брендбука не менее важно, чем его содержание. Он должен быть красивым и интуитивно понятным. Это сводит к нулю ошибки при работе с брендом на всех этапах, с самого запуска франшизы. Не рекомендуем торопиться: внесение правок на этапе разработки — это нормально. Интересуют примеры хороших брендбуков? Обратите внимание на Coca-Cola, Билайн, Apple, Lufthansa. Эти документы создавались профессионалами, выглядят достойно и презентабельно.
Теперь вы знаете о том, зачем нужен брендбук и почему его разработка является ключом к правильному управлению брендом. Не экономьте и доверьтесь профессионалам — тогда ваше сотрудничество с франчайзи будет проще и плодотворнее.