Продается сеть терминалов оплаты. В подтверждение оборотов и прибыли собственник показывает статистику платежей в личном кабинете электронного сервиса. Покупатель заинтересован, подписывает договор купли-продажи на терминалы, перезаключает договоры аренды на местах, где они установлены.
Через несколько дней после сделки становится ясно, что терминалы не дают выручки, близкой к старой статистике. Дело в том, что эти терминалы стояли год в другом месте, и на новые адреса переехали всего пару месяцев назад.
На претензии продавец заявляет, что статистика была предоставлена для общего понимания, мол, сколько может приносить подобный бизнес. По отношению к покупателю — это введение в заблуждение, но тема очень непростая и стороны надолго завязнут в споре.
Отношение законодателя к введению в заблуждение потребителя и предпринимателя отличается. По смыслу, предприниматель несет полную ответственность за свой выбор и действия. После того как предприниматель принял исполнение договора от другой стороны, он не может вдруг осознать, что сделка не соответствует его внутренней воле.
Проявите должную осмотрительность! Соберите сведения о бизнесе и персоне продавца, проведите собственный расчет финансовой модели, сделайте хоть какое-то исследование сферы и конкурентной среды.
Не надо лениться! Все это понадобится для ведения бизнеса в будущем, а сейчас — защитит сделку и избавит от неверного выбора. Так выглядят все хорошие решения — они закрывают сразу несколько задач.