🔍 Приобретением готового бизнес интересуются многие предприниматели и те, кто только хочет начать работать на себя. За последние три года количество сделок по готовому бизнесу не превышает 5 – 10%, в то время, как пять лет назад этот процент составлял 25 – 30%. Главная проблема рынка – нехватка качественных предложений и грамотных посредников.⏬
За последние годы интерес к приобретению готового бизнеса увеличился, но он превышает количество реальных сделок на рынке. Подтверждают это данные компании «Альтера Инвест»: рост количества сделок наблюдался с 2014 по 2017 годы, в среднем на 25–35% в год, затем рост замедлился и снизился до 5–10%. Компания «БКС Премьер» оценила ситуацию на 2019 год – рынок готового бизнеса в России составляет порядка 90–150 млрд рублей, превысив объемы прошлого года на 7–12%.
Эксперты считают, что услуга по покупке готового бизнеса будет популярна еще долгое время, так как на семь предложений рынка приходится 33 покупателя. Но не стоит забывать, что покупка бизнеса – это более сложный процесс, чем покупка недвижимости или автомобиля. Многие покупатели по просту не имеют опыта в ведении таких сделок и проведении комплексных проверок, что является обязательным при покупке готового бизнеса.
Компания «Альтера Инвест» отмечает, что сегодня на рынке готового бизнеса популярностью пользуются малые и средние предприятия в сфере торговли, общепита, интернет-проектов, индустрии красоты, услуг населению в ценовой категории до 3 000 000 рублей.
Коммерческий директор компании БИБОСС, Альберт Хамзин утверждает, что сетевой маркетинг или псевдофраншизы маскируют и продают как готовый бизнес. К сожалению, отличить такое объявление от реального практически невозможно.
💬 По словам Максима Кондрашкина, соучредителя компании «Альтера Инвест», рынку готового бизнеса еще нужно пройти большой путь, для выхода уровень услуг, сопоставимый с прочими инвестиционными направлениями.
Сергей Дейнекин, финансового аналитика «БКС Премьер», поделился своим мнением о востребованных сегментах малого и среднего готового бизнеса: наиболее популярными останутся объекты от 200 000 руб. до 4 000 000 руб. (70% рынка). Не смотря на это, крупный готовый бизнес от 75 000 000 руб. составляет 65 – 70% рынка.
💬 «Мы ожидаем, что структура рынка готового бизнеса не сильно изменится, крупный бизнес останется доминирующим. Активный рост в 2020–2021 году будут демонстрировать предложения от 200 000 руб. до 5 000 000 руб.», – поясняет Сергей Дейнекин.
Если говорить о спросе на готовый бизнес по регионам то, основная активность по купле-продаже готового бизнеса сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге – 80% совершенных сделок. Значительно вырос спрос в Крыму – до 10%. Новосибирск, Екатеринбург, Тюмень, Уфа, Казань, Краснодар, Нижний Новгород показывают одинаковую активность.
💬 «Бизнес - брокеры играют значительную роль в формировании рынка. В этом векторе "Альтера Инвест" создает эко-систему, в которой покупатель может получить необходимое образование, оценить свой предпринимательский потенциал, выбрать объект для инвестиций, безопасно провести сделку и получить постпродажное сопровождение для более комфортного входа на рынок»,— говорит Максим Кондрашкин.
Сделать рынок намного чище и безопасней поможет лицензирование деятельности бизнес - брокеров.
На рынке снижается число бизнес - брокерских компаний, если сравнивать с 2015 годом, тогда их было более 30. Сейчас треть компаний закрылись, сняв с себя ответственность перед покупателями.
Максим Кондрашкин считает, что главная причина в том, что большинство бизнес-брокерских компаний — это микро-предприятия, состоящие из трех-четырех сотрудников.
💬 «Учредитель, как правило, также занимается продажами, при этом не уделяет время своей главной задаче — развитию бизнеса. Такие компании нестабильны и при малейшем изменении на рынке выпадают. Вторая причина — увеличение затрат на операционную деятельность в сфере готового бизнеса. Раньше брокеры могли работать из дома, размещать объявления на бесплатных площадках. Сейчас все эффективные каналы привлечения и рекламы стали платными, это сильно срезало "домашних брокеров", и подход клиента к выбору брокера стал более внимательным и требовательным, появились стандарты обслуживания».
Снижением числа брокеров специалисты также видят в том, что большинство новичков на рынке – молодые предприниматели до 35 лет, выходцы из других бизнес - брокерских компаний. Они хорошо понимают специфику рынка, но им не хватает управленческого опыта.
Альберт Хамзин сравнивает рынок готового бизнеса в России и на Западе:
💬 «Готовый бизнес как явление на Западе — это норма, а у нас нередко воспринимается как обман. Есть убеждение, что хороший бизнес не продают и тем более не делают с целью продажи. Профессия бизнес-брокера также нередко воспринимается с пренебрежением. Соответственно, чем образованнее будут люди в маркетинге и рекламе, тем быстрее будет развиваться рынок готового бизнеса, а вместе с ним и бизнес-брокеры».
Рынок готового бизнеса в России все еще не сформирован, на нем постоянно появляются и исчезают брокерские компании, которые совершают множество ошибок и вводят клиентов в заблуждение, предупреждает Максим Кондрашкин.
Журнал «Слияние и Поглощение»в 2015 году составил рейтинг бизнес - брокерских компаний России, петербургский правовой портал PPT.ru в 2019 году обновил его. В ходе исследования выяснилось, что за четыре года девять из пятнадцати бизнес-брокерских компаний, участвовавших в первом рейтинге, прекратили свое существование, при этом в него вошли пять новых компаний, закрепившихся на рынке.
Рейтинг составлялся по средствам телефонных интервью с «тайным покупателем», сбора статистики из открытых источников и экспертной оценки. Для анализа использовались более 20 показателей таких как: благонадежность и репутация, качество продаваемого портфеля, качество услуг и популярность в Интернете.
Обновленный рейтинг подтвердил лидерство федеральной бизнес - брокерской компании «Альтера Инвест», набрав 134 балла из 150 возможных. Далее с результатом 61 балл петербургская компания «Центр продажи бизнеса», ранее занимавшая седьмое место. Третье место у компании «Агентство Бизнес на продажу», объединившее два предприятия (Biz-sale и First broker),— 56 баллов.
Далее компании распределились в следующем порядке: «Магазин Инвестиций» — 51 балл, «Вбизнесе» — 50 баллов, «Бизнес Бюро» — 42 баллов, «Бизнес Олимп» — 27 баллов, «Гудвил» — 25 баллов, «Альфа Брокерс» — 24 балла, «Делошоп» — 22 балла.
Исследование газеты «Коммерсант» от 24.09.2019