Начинающий с франшизы предпринимать склонен видеть все в радужном свете: пример успешно реализованного проекта, известный бренд, хорошая репутация… Но франшиза — это не рецепт идеального бизнеса, а реальность не всегда совпадает с ожиданиями. Нестабильные экономические условия, конкуренция и периоды спада на рынке могут сыграть против франчайзи. Что делать, если не получается выполнить свои обязательства по договору? Как быть, если нет возможности внести ежемесячные платежи франчайзеру? Что будет, если не платить роялти?
Первым делом обсудите свою ситуацию с франчайзером. Возможно, до выхода на окупаемость остается всего ничего и через пару месяцев вы подтянете экономические показатели. Может быть, на рынке повсеместно наблюдается спад, а не только у вашего проекта. В любом случае еще до переговоров с франчайзером вам предстоит понять, почему так произошло и как вы оказались в таком положении.
Попробуйте спрогнозировать, как долго продлится неблагоприятный период. Возможно, финансовые трудности носят только временный характер, но не исключено, что они обусловлены длительными обстоятельствами. Поставьте своего франчайзера в известность вне зависимости от срока. Во-первых, франчайзер с высоты собственного опыта может предложить варианты решения проблемы. Во-вторых, он может предоставить вам отсрочку или предложить другие варианты.
В крайнем случае вы можете попросить франчайзера о продаже своего бизнеса, чтобы сократить потери. В редких случаях франчайзер выкупает бизнес обратно с большим дисконтом, гораздо чаще — предлагает поискать покупателей самостоятельно. Правда, как показывает, практика, найти покупателя за разумную цену не всегда представляется возможным, да и франчайзер возмещает часть затрат франчайзи в очень редких случаях. Возможность расторжения франшизы прописывается в договоре. Изучить эти пункты следует еще на этапе ознакомления с франшизой и заключения договора.
В случае невыполнения вами обязательств франчайзер имеет полное право выдать уведомление о нарушении договора. В официальном порядке франчайзер описывает характер нарушения и присылает извещение о необходимости устранить его в 30-дневный срок. Все разрешится благополучно, если в течение указанного срока вы оплатите задолженность, в противном случае владелец имеет право расторгнуть договор франшизы в одностороннем порядке так, что вы потеряете управление бизнесом. Дальнейшие действия также зависят от договора франшизы. Иногда договор предусматривает запрет на ведение аналогичного бизнеса в регионе или открытия конкурирующей франшизы в течение определенного срока.
Также проконсультируйтесь с консалтинговым или финансовым специалистом и юристом. Первый поможет указать на слабые места в планировании бюджета и перераспределить финансы так, чтобы оплатить роялти, а юрист подскажет порядок действий по части переговоров с франчайзером.
Главное — не игнорируйте проблему. Чем раньше вы ее обнаружите, тем проще вам будет справиться. Признание проблемы — первый шаг на пути к ее решению!